Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело о закрытии тверского электротранспорта. По каким причинам это произошло и почему об этом вспомнили только сейчас?
В прямом эфире на всю страну в программе «Разное время» тему обсудили ведущие Иван Волонихин и Валентина Веретенникова. Я, как заместитель главного редактора нашего еженедельника, выступил в качестве местного эксперта.
В начале эфира прозвучал комментарий Дмитрия Степчкова, начальника управления транспортного планирования института «МосТрансПроект», представителя инициативой группы «Тверской транспорт». Дмитрий напомнил, что в Твери была очень разветвленная и хорошо спланированная трамвайная и троллейбусная сеть. Она была проложена как по центру города, так и по отдаленным микрорайонам. На многих улицах трамвай имел выделенную линию, что позволяло ему ездить быстро и без пробок.
«Система тверского трамвая была показательной во времена Советского Союза, что было отмечено наличием испытательного полигона на базе второго депо на Соминке, где проходили испытания почти все новые вагоны, которые поставлялись в СССР», – напомнил Дмитрий Степчков.
Почему Следственный комитет вспомнил о трамвае и троллейбусе?
Причин может быть несколько. Во-первых, в Твери уничтожили одну из лучших в Центральной России систем трамвайного и троллейбусного движения. Во-вторых, город одномоментно решился экологически чистого транспорта, а все муниципальные предприятия, занимающиеся перевозками, были закрыты и обанкрочены. В-третьих, Тверь купила восемь новых низкопольных трамваев City Star, за которые после закрытия трамвайного движения исправно осуществлялись лизинговые платежи. Сейчас ООО «ПАТП № 1», находящееся в состоянии банкротства, пытается продать эти новенькие трамваи. Покупателей за 16,3 млн рублей пока не нашлось. Напомним, что закрытие трамвайного движения произошло 14 ноября 2018 года.
Уверены, что следователей заинтересует пропажа десяти трамваев марки КТМ, которые подарила Твери Москва, а также шести капитально отремонтированных чешских трамваев Tatra. По данным инициативной группы «Тверской транспорт», по одному вагону Tatra и KTM оставили для музея, а остальные просто продали как металлолом.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя постоянно обещает восстановить трамвай, но о конкретных планах и сроках не говорится. Большие надежды возлагались на федеральную программу развития городского электротранспорта. Увы, Тверская область не смогла войти в нее. Ее проект признали нерентабельным.
В Твери есть движение «За сохранение тверского трамвая». Его члены годами кропотливо собирали статистику и выяснили, что после ликвидации электротранспорта в Твери ухудшилась экологическая обстановка и выросло число онкобольных.
«Мы боремся за тверской трамвай и троллейбус, потому что хотим, чтобы наша молодежь жила в экологически чистом и уютном городе. Трамвай – жемчужина Твери, которую необходимо возродить, – считает представитель движения Эмма Николаевна. – Нам в администрации Твери рассказывали, что сейчас есть легкие и быстрые трамваи, для которых не нужно очень глубоко укладывать рельсы».
Дмитрий Степчков уверен, что восстановить трамвайное движение вполне реально. Разворотные кольца не застроены, землеотводы трамвайных путей еще не заняты коммуникациями, сохранились и два трамвайных депо, причем на Соминке в очень хорошем состоянии.
Конечно, нужно укладывать новые рельсы, кабельные линии, тяговые подстанции. Для начала можно сделать это на двух ключевых исторических маршрутах – №5 и №11. Безусловно, трамвай должен ходить только по выделенным полосам. А если еще добавить трамвайные светофоры, то электротранспорт станет очень востребованным, особенно в часы пик. Сейчас утром и вечером влезть в автобусы «Транспорта Верхневолжья» – большая проблема, тем более они стоят в пробках вместе с машинами. Трамвай может перевозить гораздо больше людей. Что касается системы бесконтактной оплаты, то она уже отработана на тех же автобусах.
Во время радиоэфира я и ведущие единодушно выразили уверенность в том, что восстановить трамвай в Твери реально. Деньги на это можно найти, уменьшив финансирование тех же автобусов из бюджета региона. Главное, чтобы у властей было искреннее желание возродить один из символов Твери.
Андрей Сабынин