Врач – это призвание?

19.11.2025, 16:56
Фото: freepik/freepik.com

Законопроект, который осенью обратил на себя внимание будущих студентов-медиков, одобрен. Он прошел чтения Госдумы и был рассмотрен на Совете Федерации. Президент Путин уже подписал этот закон, и он начнет действовать с 1 марта 2026 года.

С момента второго чтения произошли некоторые изменения, но суть закона осталась той же: тем, кто окончил медицинские вузы, придется потом отрабатывать три года в клиниках, где лечат пациентов по ОМС (чаще всего это государственные клиники).

К началу 2025 года медицинская отрасль России имела серьезный дефицит сотрудников: более 20 тысяч докторов и порядка 60 тысяч специалистов среднего медицинского состава недоставало медучреждениям страны. Бороться с этим решили, прикрепляя будущих врачей к месту работы.

Первое и самое главное нововведение – принцип наставничества. Что это значит? Медики, получившие дипломы вузов или колледжей, прошедшие первичную аккредитацию, будут работать под кураторством более опытных специалистов. Только после прохождения наставничества такие врачи смогут проходить периодическую аккредитацию специалиста, которая является важной частью допуска человека к работе. Список врачебных специальностей, подпадающих под систему кураторства, будет определять Минздрав России. Интересно, что фармацевты из этого перечня исключены – реформа касается исключительно тех, кто непосредственно работает с пациентами.

Кроме того, теперь Минздрав будет определять и продолжительность наставничества. Если раньше планировалось сделать ее именно 3-летней, то сейчас срок – до 3 лет. При этом сохраняется принцип отработки: целевики из списка специалистов Минздрава, получив диплом, пойдут в организации, с которыми они заключили договор, а все остальные – в медучреждения, оказывающие услуги по системам ОМС. Здесь есть плюс: бюджетники сами смогут выбирать место и регион, в котором они будут проходить наставничество.

Поначалу текст законопроекта предлагал перевести вообще все места в целевые, сделав обязательным подписание договора. Сейчас же организуют регулирование мест на уровне правительства: на программах специалитета планируется сделать 70% мест целевыми, а оставшиеся 30% – бюджетными. Как можно заметить, о платных местах ни слова. Для ординатуры же ситуация однозначная, в ней все 100% будут целевыми, хотя для них предполагается возможность отказа заключить договор при поступлении и обучаться за свой счет при наличии мест.

Без прохождения наставничества врача просто не допустят к работе, он не будет аккредитован. Виновная сторона целевого обучения (будь то студент или организация) в случае нарушения договора будет обязана компенсировать затраты на обучение, а также выплатить штраф в двойном размере от этой стоимости, то есть, по сути, нужно отдать сумму за три образования.

фото: Никита Романов

Медицинская арифметика

По официальной статистике, на одного участкового терапевта приходится порядка 2,8 тысячи граждан при норме в 1,7 тысячи. Чтобы стать участковым терапевтом, нужно окончить курс обучения по специальности «врачебное дело». Стоимость обучения в Тверском государственном медицинском университете за год (программы обучения граждан РФ) составляет 295 тысяч рублей. Из этого выходит, что если студент-целевик на первом году обучения передумает (по разным причинам) продолжать образование, то ему придется выплатить штраф в размере 885 тысяч рублей. И чем позднее он передумает, тем ощутимее будет наказание.

И это не говоря об образовании в столичных медвузах, где стоимость обучения за год достигает 900 тысяч рублей. Для будущих студентов-медиков выбор профессии станет более ответственным, поскольку им придется платить за свою ошибку.

Скептики прогнозируют снижение желающих поступать в медвузы: мало кто способен в 18 лет сделать выбор один раз на всю жизнь. Причем и учиться сложно, и работа их ждет тяжелая, не очень высокооплачиваемая. Это должны быть супермотивированные ребята.

Кстати, для студентов-целевиков из колледжей сделают отдельный конкурс, и их зачисление будет проходить в приоритетном порядке.

Какой можно подвести итог? Наставничество – важный инструмент для передачи опыта от молодых специалистов к более опытным. Это действительно хорошая мера. Из плюсов можно также выделить возможность бюджетников выбирать место для своей работы.

Но врачей и так не хватает, будет ли им хватать времени еще и на работу с менее опытными коллегами и вознаградят ли их за это? В новом законе прописано «создание условий для трудоустройства лиц, указанных в части 33 статьи 69 настоящего федерального закона, в том числе установление в пределах своих полномочий дополнительных мер социальной поддержки указанным лицам», то есть для тех, кто проходит наставничество. Получит ли бонусы сам наставник?

Наверное, проще и эффективнее было бы повысить зарплаты медикам в государственных клиниках, улучшить там условия работы, оснастить их новым оборудованием и так далее. И тогда выпускники медвузов без всякого наставничества выстраивались бы в очереди в отделы кадров больниц.

Особенно интересной ситуация станет в 2026–2027 годах, поскольку Минобрнауки сообщило для СМИ, что в этот период система высшего образования начнет постепенно переходить на новую модель. В ней длительность обучения будет определяться сложностью профессии, а не единым стандартом, и врачи по новым образцам (как и учителя) будут учиться 5 лет. Специалитет в том же ТвГМУ составляет 6 лет, то есть в теории его выпускники (и не только) будут получать диплом, приступать к работе и прохождению наставничества на год раньше.

Никита Романов

7 0
Лента новостей
Прокрутить вверх