В Тверской области начался выкуп земельных участков под будущую высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Санкт-Петербург.
В первых числах марта появилась информация о том, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург утвердили в Главгосэкспертизе России, а сам проект находится в стадии исполнительной документации. Говорят, что проект прохождения магистрали в очередной раз скорректировали, но информации об этом в открытых источниках нет. Возможно, строители ВСМ не афишируют информацию, чтобы не вызвать волну народного гнева.
Выкуп участков как признак
Источники «Каравана» в администрации Твери подтвердили, что магистраль все-таки будут строить: «Тверь и область ни во что не ставят. Нам открыто ничего не говорят. Все приходится узнавать самим. Нам факт строительства ВСМ подтвердило руководство тверского участка Октябрьской железной дороги».
Подтверждением этой информации служит и тот факт, что жителям Москвы и Тверской области стали слать уведомления о выкупе участков под нужды строительства.
На сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) в разделе «Правовые акты» можно найти множество интересной информации. Так, жители СНТ «Мечта» Конаковского района Тверской области очень удивились, когда нашли в этих документах распоряжение Росжелдора об изъятии участков в СНТ «Мечта», «Нептун» и строящемся рядом коттеджном поселке.
В распоряжении сказано, что выкуп будет происходить в рамках реализации проекта «Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва (участок Крюково (Алабушево) – Обухово)». Шестой этап – строительство участка Новая Тверь – Высоково.
«В этом распоряжении упомянуты 17 членов кооператива «Мечта». Согласно плану, который обсуждался с жителями в 2022 году, под нужды ВСМ выкупят участки еще 36 членов СНТ, так что ждем нового постановления. Отмечу, что бумажных распоряжений о выкупе участков членам кооператива пока не пришло», – прокомментировал ситуацию юрист Алексей Дубонос, который представляет интересы садоводческих товариществ «Мечта», «Нептун» и еще нескольких населенных пунктов, по территории которых пройдет ВСМ.
Напомним, что СНТ «Мечта» было образовано в 1986 году. Оно хорошо благоустроено, большая часть домов используется для постоянного места жительства. С весны до поздней осени на дачах живут более 400 семей. Если по СНТ проложат скоростную железную дорогу, часть дач снесут, а оставшиеся дома окажутся запертыми между скоростной автодорогой М-11 и скоростной магистралью.
Для многих членов кооператива «Мечта» информация о том, что их дома все-таки будут сносить, стала полной неожиданностью. В декабре 2021 года на своей итоговой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что проект ВСМ нуждается в доработке. В 2022 году, когда началась спецоперация, казалось, что строительство магистрали отложили в долгий ящик, но на деле это оказалось не так.
Алексей Дубонос рассказал «Каравану», что большинство членов СНТ «Мечта» оформили свои дома и все строения на своих участках, чтобы повысить стоимость выкупа.
«Сейчас наша главная задача – понять, каким образом будет осуществляться взаимодействие между «Росжелдором» и жителями. Каким образом будет составлено соглашение о выкупе участков? Смогут ли жители разобрать свои дома, чтобы перевезти их на другое место?», – пояснил юрист.
Пока связаться с «Росжелдором» не получилось. По указанному в постановлении телефону никто не берет трубку. Жителям удалось дозвониться всего один раз. Им ответили, что указанное в постановлении контактное лицо сейчас не работает. Непонятно, кто исполняет его обязанности. В общем, жители ищут любую возможность, чтобы вступить в переговоры первыми и понять, каким образом они смогут получить за свои участки справедливую компенсацию.
Отметим, что жители деревень и СНТ Калининского района, через которые пройдет ВСМ, уже начали получать бумажные постановления об изъятии их участков. Такую информацию «Каравану» удалось получить от администрации Калининского района Тверской области.
Кто будет строить ВСМ?
По данным РБК, реализация проекта высокоскоростной магистрали из Москвы в Петербург оценивается в 1,7 трлн рублей. О том, что проект находится в активной стадии, заявил замминистра транспорта Валентин Иванов в кулуарах Транспортной недели, которая проходила в ноябре 2022 года.
Замминистра заявил, что в реализации проекта примет участие РЖД, Сбербанк и группа российских компаний «Синара». Бюджетного финансирования практически не понадобится.
Валентин Иванов выразил уверенность, что в 2023 году будет заключено концессионное соглашение, в котором будут прописаны все стадии реализации проекта. Ожидается, что ВСМ запустят уже в 2028 году.
О том, что концессионером магистрали Москва – Санкт-Петербург может стать группа «Синара», подтвердил на прошлой неделе «Коммерсантъ». Издание сообщает, что сейчас прорабатывается организационно-правовая модель взаимодействия участников концессионной инициативы. В ней будет отражено распределение финансовой нагрузки и возникающих обязательств между всеми ключевыми участниками процесса. Совместно с ОАО «РЖД» согласован пакет документов для подачи в правительство РФ.
Предположительно скоростной поезд для ВСМ, который будет развивать скорость до 400 километров в час, к 2028 году создадут на предприятии «Уральские локомотивы».
В Москве уже начали строить ВСМ
На одном из форумов появилась информация о том, что Росжелдор отправил распоряжение о сносе 500 членам гаражного кооператива «Комета», который находится на Новокрюковской улице в Зеленограде.
«Ну, вот и все. Получил сегодня письмо счастья от Росжелдора о сносе нашей «Кометы», – печальную новость сообщает один из членов кооператива Виталий Просветов. – Ждем назначения даты оценки и прочего… Куда перевозить вещи? Колеса, инструмент, соленья, запчасти, компрессор и прочее?»
Жители сообщают, что уже началось строительство развязки, которая свяжет высокоскоростную магистраль с третьим участком Московского центрального диаметра. Сейчас делают дороги к тоннелю под железной дорогой в Алабушеве. Завершение реализации всего проекта, согласно московской адресной инвестиционной программе, запланировано на 2026 год. Правда, пока местным жителям не объясняют, что конкретно за стройка происходит под их окнами.
«Сегодня ночью велись работы. Была вызвана полиция, которая заявила, что строители имеют право работать ночью, потому что у них сроки горят. А строители заявили нам, что будут работать, несмотря на протесты. Вчера гремели до 5 утра», – сетуют жители.
Жители Тверской, Новгородской и Московской областей активно защищали свои права, когда строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург только обсуждалось. Сейчас они поставлены в неловкое положение. Строители ВСМ теперь работают максимально тихо. Они не сообщают о своих действиях в СМИ, а жителей просто ставят перед фактом, что их участки и дома будут изъяты под государственные нужды.
Мы уверены, что необходимо выстроить открытый и честный диалог. Люди имеют полное право знать, что их ждет в ближайшем будущем. Они хотят четко понимать, по каким населенным пунктам пройдет магистраль, когда, как и по какой цене государство выкупит их имущество.
Чем ВСМ грозит Твери?
Для города Твери строительство ВСМ принесет две главные проблемы.
Во-первых, на Октябрьскую железную дорогу вернется движение грузовых поездов. Его несколько лет назад убрали, чтобы грузовые составы не мешали высокоскоростному движению. Сейчас грузовое сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой осуществляется по северной ветке, идущей через Савелово – Кимры, Максатиху, Калязин и так далее. Это очень долго, поезда идут не меньше суток. Так что через город потянутся бесконечные грузовые вагоны с углем, нефтью и так далее.
Скоростное движение будет осуществляться по новой ВСМ, то есть сесть, например, на «Сапсан» тверитяне смогут только в нескольких километрах от города, в районе деревни Курово Калининского района. Сейчас в район предполагаемой остановки и дорог-то достаточно широких нет.
Мелкие внутрирайонные дороги в Калининском и Конаковском районах ВСМ перережет наглухо. Останутся М-11, М-10, Старицкое, Волоколамское и Тургиновское шоссе. Те, кто построили дома в живописных пригородах, столкнуться с серьезными проблемами. Надо учесть, что с другой стороны Тверь обхватит уже строящийся Северный обход скоростной магистрали М-11.
На вопрос, почему в период, когда в России нет лишних денег, вдруг снова оживился проект ВСМ, есть один предположительный ответ.
Рассказывают, что президент Путин теперь путешествует по России на поезде. Специальный президентский поезд, по слухам, базируется рядом с Ленинградским вокзалом, на станции Каланчевской. На нем Путин ездит в свою резиденцию на Валдае и в другие интересные места.
Андрей Сабынин
фото: пресс-служба РЖД
Ну какая то «выжимка» из форумов и групп ВКонтакте. Я сам крайне негативно отношусь к этому проекту, но писать информацию не подкреплённую официальными данными — просто лишний раз воду мутить. Текст в статье звучит как крик души
Судя по концовке вывод напрашивается,что дорога для ввп ??? Не плохо так…по головам….
Медное Калининский район тоже попадает ВСМ или нет?
Что за неуважение к читателю? Это журналист написал или бабка с лавочки у подъезда? Есть волнующие тверичей вопросы, — ну так выясни у компетентных людей ответы, раз в звон в пустой голове стоит. Как будет организован высокоскоростной сервис для жителей Твери с заходом поездов на старый вокзал в центр города? Как часто будут ходить скоростные электрички по новой дороге от Твери? Сколько будет новый поезд идти от Твери до Москвы? Когда шестой этап запускают? Кого затронет выкуп участков? Все ответы есть у специалистов, достаточно спросить. Так не же, проще мути напустить, собственных глупых домыслов напихать, «пипл схавает». Вызывающий непрофессионализм. Оседлал боль людей и поехал бабло стричь.
Уважаемый Владимир, мы собрали максим из доступной информации. Если бы нам компетентные органы дали ответ, с радостью бы опубликовали. А данных о том, как новый поезд будет заходить на ж/д вокзал в Твери нет, да и не будет он туда заходить. Посмотрите внимательно информацию о ВСМ, будет новый вокзал в Калининском районе. Через Тверь поезд скоростной не пойдет. Мы, как редакция, если узнаем новые факты, обязательно об этом напишем.
Как человек интересующийся темой ВСМ хотел почерпнуть из статьи что-то новое, интересное. Но увы, все что тут перепечатано их интернета уже давно опубликовано. Добавлены только непрофессиональные личные домыслы автора. Проектные решения и ответы, на которые вы никак не можете получить от каких-то «органов» уже сотни раз перетирались на железнодорожных и строительных форумах, тематических вебинарах, доступных каждому интересующемуся. Мне интересно, я прочитал. Автору не интересно, зачем читать. Автор же не читатель, автор — «писатель». Если интересно — новые поезда из Твери в Москву (типа высокоскоростные Ласточки) будут стартовать от старого вокзала и переходить на линию ВСМ в районе Кузьминки и далее в Москву следовать по новой трассе. Вообще доля Твери в общем пассажиропотоке достаточно велика (вместе Новгородом около трети) и влияет на окупаемость проекта, поэтому тверских пассажиров никак не обойдут. А вот как именно сделают поинтересуйтесь и расскажите нам. За это вы зарплату получаете и называетесь высоким словом — журналист (а не сплетник — да ведь?).
Владимир, очень здорово, что вы так глубоко изучили тему. К сожалению, не все читатели в ней так разбираются. Предлагаем вам объединить усилия. Напишите нам свои соображения на почту infoportaletver@mail.ru. Если материал окажется интересным, то мы его опубликуем. И просим вас не переходить на личности. От этого вы не выглядите умнее, мягко говоря. Будьте вежливы. Мы все делаем одно дело на благо Тверского региона.
Пожалуйста, обратите внимание, что ни чьих личных достоинств тут не задеваю. Речь исключительно о профессионализме вашего работника. Надеюсь, что его хватит, чтобы понять, что подобными, мягко говоря «слабыми» статьями вы унижаете ваших читателей. Поэтому адресую к вам встречный призыв: по отношению к вашим читателям будьте вежливы, не выпускайте такого.
PS Кстати, подскажу. По теме ВСМ проведено уже немало видеоконференций с участием первых лиц от проектировщиков, ведущих конструкторов и специалистов. Именно у этих специалистов, а не у «органов» только и есть интересная информация, т.к. «органы», так же как и некоторые журналисты слабо этим интересуются (важнее же политические дрязги), поэтому и не могут ответить на ваши вопросы. Записи видеоконференций доступны в интернете. Но профессиональнее , все же, было бы после предварительного погружения в материал лично побеседовать со специалистами, взять интервью.
Спасибо за ваше мнение. Мы его учтем. Если вас не затруднит, подскажите, на каких ресурсах можно посмотреть записи этих видеоконференций. Пишите нам здесь или на почту, которую мы вам уже сообщали.
К, сожалению, по данной теме я никто, и не вправе давать рекомендации, на каких правильных ресурсах вам черпать информацию. Обратитесь для начала к Михаилу Яковлевичу Блинкину, признанному корифею по вопросам развития транспортной инфраструктуры и городского планирования, частому участнику круглых столов по теме ВСМ. Он, если сочтем возможным, то для вас и сам прокомментирует тему участия Твери в ВСМ и направит вас к нужным источникам. От себя добавлю лишь две вещи:
Во-первых, раз уж вы упомянули о «деле на благо Тверского региона», то стоит поднять и поддержать важную тему. Участники конференций о ВСМ криком кричат о том, что в регионах, принимающих на своей земле магистраль, не понимают и практически ничего не делают, чтобы минимизировать проблемы и использовать возникающие преимущества положения, интегрировать ВСМ с местной инфраструктурой с максимальной пользой с пользой для людей. Никаких проектов, ориентированных на это в Твери нет, либо они держатся в глубочайшем секрете от людей и СМИ. При этом с приходом ВСМ жизнь в регионах, где подходят с умом, качественно меняется, — специалисты приводят удачные примеры из зарубежного опыта. Если предположить регулярное тактовое движение поездов (по сути, это региональное метро), достигающих границы Москвы за полчаса (например, станции Крюково, Петровско-Разумовская), то это означает фактическое слияние тверской и московской агломераций с соответствующим слиянием рынков труда, услуг и других сфер, определяющих качество жизни – зарплата, медицинское обслуживание, образование и т.д.. Однако, в Твери пока это никому из специалистов, похоже, не интересно. Вероятно, вспомнят лишь только тогда, когда надо будет кого-нибудь продвинуть либо завалить на выборах.
Во-вторых, полезно вспомнить, что ВСМ планируется уже не первый десяток лет, трассировка давно известна и зона землеотвода под планируемую магистраль давно определена. При этом земельные участки в зоне отвода магистрали кто-то благополучно продавал, кто-то выдавал разрешения на такие продажи, обманывая людей, которые стали в итоге заложниками ситуации. Да, в те годы модно было дудеть во все трубы о том, что в нашей стране никогда ничего не построят. Под таким соусом и продавали. Вот и недалекие дудельщики от журналистики тоже поучаствовали, помогали продавать. А теперь вот те же лица выступают в роли благодетелей, защищающих обманутых ими же людей, и снова привлекают СМИ в своих интересах. Не стоит ли провести честное независимое журналистское расследование – как же так получилось?
Если со старого вокзала нельзя будет уехать в Санкт-Петербург, то это плохо. Вот за это и стоит бороться. Зачем старый красивый вокзал задымлять грузовыми поездами.
Для этого там они связь проектируют примерно от Кулицкой действующей жд до линии ВСМ параллельно М-11, чтобы проходящие высокоскоростные поезда Мск-СПб с остановкой в Твери заходили в город на старый вокзал. Станция Новая Тверь тоже будет (когда-то) — проектируется в районе Курово, но она работает больше на развитие, т.к. для новых жителей Новой Твери будет более удобна. Трассировка ВСМ проектируется по «китайской» модели с обходом исторических попутных городов и формированием новых развивающихся центров по линии ВСМ.
Слайд «Проектные решения по вводу ВСМ в центральную часть города Тверь» (из доклада Алексея Колина «Перспективы ВСМ в России») https://disk.yandex.ru/i/A5_lNfH2rmAEpQ\
Это заход в город по т.н. «французскому» варианту.
… правда срок реализации такой связи, кок собственно и станции Новая Тверь, легко может быть перенесен вправо для следующих более прагматичных поколений тверичей, с учетом продолжающегося безучастия местных властей и настойчиво продвигаемой некоторыми СМИ идеи о ненужности ВСМ для Твери. На этом проще всего сэкономить. Особенно в ситуации, когда региону предоставляющего свою землю, в ответ ничего не надо.
При этом новые высокоскоростные электрички Тверь — Москва, вероятно, в любом случае будут переведены на линию ВСМ (вначале от Крюково и когда-то от Кузьминки), т.к. надо высвободить путь для диаметра МЦД-3 и контейнерных поездов, а также обеспечить проектный пассажиропоток ВСМ.
На случай если сами не найдете:
В докладе Алексея Колина «Перспективы ВСМ в России (тайминг 30:38, искать покадрово вправо) — Слайд «Проектные решения по вводу ВСМ в центральную часть города Тверь». Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=0LEAjtmr46M
Вот этот слайд: https://disk.yandex.ru/i/A5_lNfH2rmAEpQ\
Спасибо, Владимир. Хотелось бы увидеть конкретные документы самих разработчиков, то есть, утвержденный план строительства ВСМ. Пока такого в открытом доступе нет.
Так вот и спросите у специалистов, что они проектируют, как и зачем. А если нечего сказать, то зачем было муть поднимать и переливать из пустое в порожнее, по своему все искажая и нервируя людей. Не умеете спросить, тогда ждите, когда принесут готовый план на блюдечке с голубой каёмочкой и поставят перед фактом… Только потом не надо удивляться, что никто ничего не знал, что все не так, как хотелось бы «на благо общего дела». В Санкт-Петербурге, к примеру, ведется достаточно живое обсуждение с участием общественности и специалистов разных профилей. Люди узнают, что им ожидать и почему выбирается то или иное решение.
Владимир, вы правы, не стоит переливать из пустое в порожнее. Если у вас есть важная и достоверная информация, пишите на нашу почту (мы ее уже указывали), и мы опубликуем ваш материал. Жаль, что ваш потенциал просто пропадает в наших комментариях.
Насчет необходимости собирать достоверную информацию, а не распространять слухи и подбирать, что плохо лежит в интернете, это вы (ваша редакция) верно подмечаете. Потому и есть надежда, что можете найти и получить достоверную информацию от первоисточника, узнаете мнения и решения авторитетных специалистов (см. выше), опубликуете интервью. Что-то мне подсказывает, что в этом и состоит профессия журналиста. Проверил себя, так и есть: «Журналист – это профессионально обученный человек, который занимается поиском (!!!), обработкой и дальнейшим распространением полученной информации при помощи средств массовой информации.»
Владимир, ответьте прямо на наш вопрос — вы готовы посотрудничать с редакцией и более объективно (на ваш взгляд) рассказать о теме строительства ВСМ? Если да, пишите нам на почту. Если нет, не тратьте свое и наше время.
У меня другая профессия, поэтому как ваш читатель просто попытался оказать вам журналистам-профессионалам посильную помощь, дать другие направления поиска и ориентиры, которых вы упорно не замечаете… а главное — посмотреть на себя со стороны, преодолеть зашоренность, взбодрить заезженное понимание журналистской чести… Пока попытки натыкаются на непробиваемую стену, на вашу реакцию «напрасно потраченного времени». Простите, если кого-то обидел, но без остроты вообще не было шансов достучаться.