На протяжении почти двух лет предприниматели получали различные отсрочки. Теперь все вывески на семи ключевых улицах города должны соответствовать новым требованиям. Мы прогулялись по Твери, чтобы посмотреть, насколько изменился город.
«Караван» писал, что дизайн-код приняли еще в октябре 2019 года. Вывески должны поменяться в «зоне особого городского значения», в которую включены улицы Трехсвятская, Советская, Вагжанова, Софьи Перовской, Тверской проспект и проспекты Чайковского и Калинина.
Суть дизайн-кода в том, чтобы вывески не закрывали декоративные элементы, а также не сильно отличались от цветовой гаммы самого здания.
Процесс смены вывесок шел очень медленно. Многие предприниматели считают, что главная причина – в необходимости согласовывать макет с администрацией Твери. В муниципалитете, напротив, считают, что без согласования не получится создать единую эстетику – каждый будет лепить рекламные конструкции на свой вкус и цвет.
Ситуация осложнилась тем, что в начале 2021 года неожиданно был ликвидирован департамент архитектуры и упразднена должность главного архитектора Твери. Вместо него был создан отдел архитектуры и городской эстетики. У него остались полномочия, связанные с архитектурно-художественным обликом, благоустройством и информационными конструкциями. Все остальное передали на уровень области.
В апреле 2021 года «Караван» и журнал «Бизнес и территория» проводили в центре «Мой бизнес» круглый стол, посвященный дизайн-коду. На нем уже бывший главный архитектор Твери, советник главы города Алексей Жоголев рассказал о том, что предпринимателям предоставлена очередная отсрочка. До 15 июня они должны были согласовать все проекты, а вывески поменять до 15 сентября.
Как преобразился город
Мы внимательно прогулялись по нескольким улицам и убедились в том, что многие компании действительно сменили вывески. Так, значительно преобразилась любимая горожанами и туристами улица Трехсвятская. Новые вывески повесили компания «Л’Этуаль», кафе Testo, бистро Ali Baba и некоторые другие заведения.
Новые рекламные конструкции еще больше контрастируют со старыми. Огромная вывеска «Магнит Косметик» закрывает большую часть здания. Явно старые вывески у итальянского ресторана «Пицца-Пи» и японского ресторана «Нияма-2». От долгого взгляда на вывеску музея ремесел «Тверские сувениры» может рябить в глазах, настолько она огромная и яркая.
Магазин «Парфюм» тоже пока не стал менять вывеску, хотя, как известно «Каравану», активно прорабатывал этот вопрос. Ювелирный салон, обещающий скидку 80% на свой товар, тоже оставил свой огромный желтый рекламный короб, который плохо видно из-за деревьев. Вывески ресторанов быстрого питания «Сковородка» и «Чикен Хауз» тоже вызывают много вопросов. Торговый центр «Сретенка», расположенный на перекрестке улиц Трехсвятской и Желябова, все также облеплен разнообразными цветастыми вывесками. Дизайн-код тут даже не ночевал. Дело в том, что ТЦ сначала должны согласовать с администрацией Твери единую концепцию размещения рекламных конструкций, и только после этого каждый предприниматель может согласовать свою вывеску. Вели ли такую работу владельцы «Сретенки»?
«В отделе архитектуры и городской эстетики администрации Твери есть человек, который занимается только согласованием вывесок. Обращений к нему было достаточно много. Сейчас, когда истекло действие всех отсрочек, обращений принципиально больше не стало, – отметил Алексей Жоголев. – Теперь сотрудники районных администраций имеют право выписать предпринимателям, вывески которых не соответствуют дизайн-коду, предписание об устранении нарушений. Но хочу напомнить, что наша цель не штрафы, а приведение в порядок городского облика. Отмечу, что есть предприниматели, которые вообще никогда не согласовывали свои вывески с администрацией».
Алексей Жоголев рассказал «Каравану», что многих предпринимателей вводят в заблуждение рекламные компании. Они могут сделать аккуратную и красивую вывеску, но, чтобы больше заработать, предлагают бизнесу дорогие решения. Их не согласовывает администрация, и расстроенные бизнесмены жалуются на городские власти в разные инстанции.
«С эстетической точки зрения можно сделать красивую и недорогую вывеску. Эту мысль мы уже два года пытаемся донести до бизнеса», – говорит Алексей Жоголев.
Дизайн-код расширят
Алексей Жоголев рассказал «Каравану» о том, что сейчас в администрации города рассматривают вопрос расширения зоны действия дизайн-кода. Соответствующее постановление уже разрабатывается и, скорее всего, будет принято уже в 2021 году. В зону действия хотят включить все улицы исторической части Твери во всех районах. В Центральном районе это бульвар Радищева, улицы Новоторжская, Вольного Новгорода, Андрея Дементьева и многие другие. В Заволжском районе это в первую очередь улица Горького, набережная Афанасия Никитина и Санкт-Петербургское шоссе.
Дизайн-код будут внедрять по уже отработанному механизму. Сначала дадут какое-то время на приведение вывесок в соответствие, а потом уже, если вывески не поменяют в установленные сроки, могут начать и штрафовать.
«Отмечу, что отсрочку получат только те компании, которые согласовали свои текущие вывески с администрацией Твери. На предпринимателей, которые самовольно установили информационные конструкции, никакие отсрочки распространяться не будут», – отметил Алексей Жоголев.
То есть они сразу получат предписание об устранении нарушений. Но штрафовать такие компании администрация может и сейчас за незаконно установленные вывески. Все-таки смысл не в штрафах, а в создании единого эстетического облика города. Надеемся, что бизнес и администрация найдут общий язык и вывески хотя бы на семи ключевых улицах в этом году полностью будут приведены в соответствие с дизайн-кодом.
Андрей Сабынин