Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Юбилей «визитной карточки» города

16.09.2020, 11:20

120 лет назад, 8 сентября 1900 года, в Твери был открыт первый постоянный мост через Волгу

Мост сразу же стал своеобразным символом города, каковым является и по сей день. Староволжский мост в Твери – одна из ее «визитных карточек». Он не похож на другие мосты города. Его отличает особая изящность.

Существующий до него мост через Волгу в Твери был понтонным и находился между главной аллеей городского сада и воздвигнутым десятилетиями позже памятником Афанасию Никитину. Считается, что наплавной мост был сооружен по приказу Петра Великого.

С ростом города и развитием промышленности его возможностей стало не хватать. Строительство нового моста через Волгу стало насущной проблемой. Из казны была выделена бóльшая часть необходимой суммы. Оставшуюся часть добавила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу.

Был новым – стал старым

мост через Волгу в Твери в начале ХХ века

В 1895 году в Санкт-Петербурге инженер-технолог В. Точинский подготовил проект нового моста, который был реализован в 1897–1900 годах чешским инженером
Л. Машеком. 8 сентября 1900 года при губернаторе Н. Голицыне состоялось торжественное открытие Нового моста, как его тогда называли. Он стал первым в Твери постоянным мостом через Волгу. Проезд по нему был бесплатным, затраты на содержание взяли на себя городские власти. После постройки в 1956 году второго моста – Нововолжского, первый стал называться Староволжским, или просто Старым.

Длина Староволжского моста составляет 215,5 метра, ширина проезжей части первоначально составляла 5,7 метра, тротуаров – 2,5 метра с каждой стороны. Мост трехпролетный, консольно-балочный (системы Гербера).

Клепаные фермы из листовой стали были установлены на четырех опорах, часть нагрузки моста перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Это позволило увеличить длину консольной фермы в средней части моста, придать ей форму вогнутой дуги, а всему мосту – легкость, изящество. Издалека он напоминает цепную висячую конструкцию. Напротив двух речных опор находятся «пики», соединенные поперечными арками, что делает сооружение еще более изящным.

Консольные фермы «цепного вида», использованные в композиции моста, своими общими контурами напоминают очертания цепных висячих мостов. Подобные решения применялись и за рубежом (мост Свободы в Будапеште).

мост Свободы в Будапеште

Обслуживали мост трое сторожей и слесарь. Перед въездом на мост стояли изящные литые фонари с художественно выполненным литьем, по два с каждой стороны. В 1972 году их перенесли на Театральную площадь к памятнику Александру Пушкину.

Мост освещался 48 керосиновыми лампами. Деревянный настил меняли дважды в год. В 1904 году подъезды к мосту заасфальтировали.

По мосту ездили не только автомобили, но трамваи и троллейбусы

В 1931 году по Староволжскому мосту прошла трамвайная линия, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты (ликвидированы в 2020-м).

Говорят, что Староволжский мост вдохновил архитектора А. Власова (1900–1962) при сооружении Крымского моста в Москве (открыт 1 мая 1938 года).

В Великую Отечественную войну мост через Волгу был взорван. Сразу же после освобождения Калинина от немцев началось его восстановление. К 1947 году мост был восстановлен полностью.

мост через Волгу после освобождения Калинина

В 1982–1985 годах Староволжский мост в Твери был капитально реконструирован: установлены новые несущие конструкции пролетных строений, деревянное покрытие заменено асфальтобетонным, проезжая часть расширена до 9 м, сооружены береговые подземные переходы, обновлены фермы. Автомобильное движение по мосту – две полосы, по одной в каждую сторону.

В 2016 году Староволжский мост в Твери снова закрылся на ремонт, который закончился в конце мая того же года.

Панорама Староволжского моста очень живописна, особенно в огнях иллюминации в праздничные дни. Иногда неопытные дизайнеры путают его с мостом Свободы в Будапеште, а еще с Крымским мостом в Москве.

Мост, ставший украшением Твери с момента своего возведения, радует и сегодня жителей города и его гостей изящностью и красотой. Он постоянный объект съемок профессиональных фотографов и любителей. Его изображение часто встречается на тверских открытках, сувенирной продукции, в книгах.

Александр Арсенов

66 0
Лента новостей