Как это повлияет на цены и безопасность
Закон «О такси» обсуждали три года, вносили сотни поправок, но опять не приняли. А это значит, что рынок продолжит жить по своим диким правилам.
Будут ли в Твери расти цены на такси
В минувшие выходные во время снегопада цены на такси в Твери подскочили в 3-5 раз. «Яндекс.Такси» за поездку из ближнего Заволжья до железнодорожного вокзала просил около 350 рублей. Новый агрегатор Didi оценил стоимость такой поездки в более чем 500 рублей. Цены на такси формируются с помощью электронных алгоритмов, которые учитывают спрос на такси, количество водителей на линии, пробки на дороге и множество других факторов.
Аналитическая компания BofA проанализировала изменения цен на такси в 2020 году у двух ведущих агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобила». С мая по декабрь они выросли на 56% и 68% соответственно. Аналитики пришли к такому выводу, посчитав цены в Москве, Санкт-Петербурга, Самаре, Уфе, Воронеже и Ярославле.
Многие эксперты сомневаются в корректности этого исследования. Весной во время карантина цены на такси падали. Осенью спрос на такси всегда выше, чем весной. Плюс после отмены большого числа ограничений начал восстанавливаться спрос.
А что же Тверь? В нашем городе цены на такси весной тоже были очень низкими. На линии было много машин, а пассажиров почти не было. Осенью и зимой спрос на услуги такси снова начал расти. А вот цены остались на докризисном уровне. Опрос тверских таксистов показал, что средняя цена поездки по городу составляет 100-120 рублей. Некоторые заказы стоят и вовсе в районе 50 рублей.
— Цены на такси уже два-три года остаются на одном уровне, а вот цены на бензин и обслуживание машины только растут, — говорят таксисты.
Цены не будут расти еще и по той причине, что в наш город зашел агрегатор Didi. Он, как и когда-то «Яндекс», демпингует на этом рынке, доплачивая водителям. Даже если вы заплатили за вашу поездку 60 рублей, водитель получит около 150.
Закон «О такси» снова не приняли
Как говорится, если на небе горят звезды, значит, это кому-нибудь нужно. Так с этим законом. Его пытаются принять на протяжении многих лет, но почему-то никак не могут.
На этот раз думский комитет по транспорту Госдумы РФ вдруг рекомендовал всем депутатам не голосовать за второе чтение закона. Челны комитета считают, что нынешняя версия законопроекта не учитывает сложившуюся ситуацию на рынке пассажирских перевозок. То есть, они три года (в первом чтении закон был принят в 2018 году) мусолили этот закон, а потом решили, что он уже не особо-то и актуален.
А в чем была его суть? В первую очередь в законопроекте агрегаторы такси приравнивались к организаторам поездки. Сейчас они называются просто информационными сервисами, но почему-то диктуют свои правила игры водителям. Все понимают, что агрегаторы обязаны организовать медосмотр водителей, технический осмотр техники, проверять наличие у водителей необходимых документов, а также отвечать за безопасность пассажира и водителя. Но эти очевидности никак не облекут в конкретную правовую форму.
Конечно, в законопроекте «О такси» было много спорных моментов. Например, предлагалось оборудовать все машины устройствами для контроля за рабочим временем водителей и устройствами мониторинга усталости. Регионы могли получить право регулировать цены на такси, а также число машин, которые могут этим заниматься. Например, власти Тверской области могли бы решить, что для региона достаточно, допустим, 1500 машин.
Хочется верить, что депутаты не будут ждать еще три года, чтобы принять закон «О такси», а сделают его простым, понятным и эффективным. Деятельность агрегаторов давно пора ввести в трудовое поле.
Можно ли работать в такси самозанятым
По идее, министерство транспорта Тверской области должно строго следить за тем, чтобы в такси работали только те водители, которые имеют разрешение на осуществление таксомоторных перевозок. Можно заглянуть в реестр разрешений, который висит на сайте минтранса региона. Там почти нет действующих разрешений. А каждый день только в Твери на линию по разным оценкам выходит около 500-700 водителей. Получается, что почти все они нелегалы?
По факту, да. Редкие рейды по выявлению нелегалов ситуацию в корне не меняют. В распоряжении редакции есть ответ от минтранса области, в котором он объясняет, что агрегаторы такси — информационные сервисы, работу которых ведомство не может регулировать. А вот власти Санкт-Петербурга заключили с агрегаторами соглашение. В его рамках создан сервис, который в режиме онлайн проверяет, если у водителей, которые вышли на линию, разрешение на работу в такси. Что мешает Тверской области сделать тоже самое?
Напомним, что для получения разрешения нужен статус ИП или юридического лица. Все это накладно для водителей. А вот работа в статусе самозанятого в такси выглядит более привлекательной. Кстати, эта норма была в непринятом законопроекте «О такси».
На обращение одного из водителей в Тверском управлении налоговой службы ответили, что закон о самозанятых не содержит прямого запрета на работу в такси. А значит, она разрешена. А вот на аналогичной запрос в налоговую Тульской области ответили, что пока разрешение на работу в такси самозанятые получить не могут, потому что для этого нужно оформлять ИП.
Да, налоговая служба за выдачу разрешений на такси не отвечает, но такой ответ тверских налоговиков говорит о том, что в данном вопросе пора навести порядок. Даже новый закон «О такси» не нужен. Федеральным властям достаточно уточнить хотя бы одну норму. Это поможет водителям выйти из тени, а пассажирам получить более безопасные поездки.
Андрей Сабынин
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.