На малой сцене Тверского академического театра драмы произошло нестандартное событие. Нет, в том, что профессионалы сцены уступили на разок родные подмостки студентам выпускного курса Тверского колледжа культуры имени Н.А. Львова, ничего экстраординарного не было. Но показанный в минувшую пятницу, 10 марта, спектакль по шекспировской пьесе «Мера за меру» не был рядовой акцией поддержки театрального образования.
В рамках общероссийского Года педагога и наставника он открыл специальный театральный проект «Диалог с наставником». Руководством театра проект задуман в виде серии встреч с профессионалами различных театральных профессий – от корифеев актерской игры до приглашенных из столичных театров мастеров грима и постижерного дела (изготовления париков и различных волосяных изделий).
Следует сказать, что показанная работа тверских студентов уже отмечена победами и званиями лауреатов театральных конкурсов, в том числе в декабре минувшего года на престижном фестивале искусств «Приморская звезда» в Санкт-Петербурге. Спектакль игрался уже в двадцатый раз, и это благотворно отразилось на ансамблевости труппы, ритмической четкости, слаженности пластических элементов действия, которым режиссер-педагог Наталья Рыбакова отвела особо важную роль в своей трактовке одной из самых сложных и загадочных пьес великого британца.
Решение дать возможность совсем юным исполнителям предстать в облике шекспировских персонажей было, разумеется, рискованным. И не только потому, что это произведение среди всех творений великого Барда считается чемпионом по числу скабрезностей, а исходным событием, закручивающим пружину действия, является введение запрета на «промысел» тружениц публичных домов. Истинная проблематика пьесы – это вопрос о возможности справедливости в обществе, где и определение преступления, и назначение наказания находятся в одних руках, а моральные устои только кажутся незыблемыми для всех в равной степени. Тем более странным и для Шекспира, и для философской проблематики сюжета становится финальный призыв к милосердию для нарушителя им же самим установленных строгих правил.
Большие купюры, сделанные в тексте пьесы, понятны: они объяснимы и малочисленностью, и малоопытностью исполнителей, которым слишком трудно воплотить эмоциональную сложность персонажей. По этим же причинам массовые сцены, в которых у автора сконцентрирован изрядный комический потенциал пьесы, в студенческой постановке заменены не всегда сюжетно внятными пантомимическими этюдами в исполнении группы «хора».
Герои этой мрачной комедии, как наверняка отметил бы отец психоанализа Фрейд, по-разному сублимируют свои эротические «я», демонстрируя зрителям странные психологические зигзаги. Так, искреннее стремление к воздержанию от общения с женщинами с парадоксальной логикой приводит строгого законника к неудержимой похоти, а беззаветная любовь к брату у юной девы, пекущейся о собственной безгрешности, обращается в ненависть к нему же из-за обещания, данного ею Богу, то есть собственной совести, заставляющей пожертвовать родственными чувствами и поставить свой обет выше сохранения жизни близкого человека.
Убедительно сыграть крайности, из которых состоят характеры персонажей «Меры за меру», не очень-то удается и опытным лицедеям, тем более попытка должна быть засчитана в плюс молодым исполнителям. Особенно Андрею Смирнову и Анне Байковой, с истинно творческой отвагой подступившимся к воплощению кричаще противоречивых образов Анджело и Изабеллы.
И конечно, искреннего уважения достойна большая творческая и педагогическая работа руководителя постановки Натальи Рыбаковой.
На состоявшемся после представления обсуждении спектакля высокие оценки работе студентов, не минуя, впрочем, критических замечаний по поводу профессиональных недоработок, высказали народная артистка РФ Вера Рычкова и артист театра Алексей Майский, а общий положительный итог творческой встречи подвел главный режиссер ТАТД Александр Павлишин.
Валерий Смирнов
фото: Руслан Чечин/ ТАТД