Накануне Дня учителя «Караван» решил узнать, какая в Тверской области ситуация с образованием. За ответами издание обратилось в Министерство образования Тверской области, которое и поделилось конкретными данными.
Начать стоит с сухих цифр, которые необходимы для понимания масштабов проблемы.
- Всего образовательных организаций в Тверской области – 1109,
- школ – 469,
- школ в сельской местности – 247,
- первоклассников в этом году – 13 524.
Две с половиной смены
Посмотрев на статистику, может возникнуть вопрос: хватит ли всем первоклассникам места? А здесь уже как в анекдоте – хватит, но есть нюанс. 47 общеобразовательных организаций на территории Тверской области осуществляют образовательный процесс в две смены, 43 из них расположены в Твери.
К слову, 43 – это более трех четвертей всех школ города, и тот факт, что такое количество учреждений работают сверх принятой нормы, несколько настораживает. В работе в две смены, согласно СанПиН, нет ничего страшного, если это не касается обучающихся 1, 5, 9–11-х классов, а также классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но ни учителя, ни родители, дети которых учатся в «альтернативное» время, этому не особо рады. Одним из решений данного вопроса является введение новых объектов образования в микрорайонах Твери с интенсивным жилищным строительством, что позволяет рационально перераспределять существующий контингент и сокращать количество обучающихся во вторую смену.
В 2023 году в рамках реализации национального проекта «Образование» в тверских микрорайонах Южный и Радужный открыты два новых объекта образования в общей сложности на 2448 ученических мест. Но и это не панацея, учитывая повысившийся темп застройки города, новых объектов образования попросту не хватает на все новостройки, и многим детям приходится ездить в школы в близлежащих районах. Надо понимать, что в новых микрорайонах больше молодых семей, купивших квартиры по действовавшей до лета 2024 года льготной ипотеке. Как раз дети из этих семей идут сейчас в первый класс. Поэтому число первых классов в школах в Чайке, Южном и на Соминке может быть до семи в параллели.
Что касается состояния школ в Тверской области, то, если верить информации министерства, ни одна школа не находится в аварийном состоянии, а в 87 школах проведены капитальные ремонты фасадов, кровель, замена оконных блоков, выполнение работ по обеспечению комплексной безопасности, ремонт спортзалов и санузлов, произведено обустройство территорий.
Нагрузка у одного, как у троих
Школы не могут существовать без учителей и их в Тверской области 11 191, согласно данным Минобразования. Там же сообщили, что этого числа работников более чем достаточно для полноценного функционирования всех школ: на начало 2024/2025 учебного года штатные расписания общеобразовательных организаций на территории Тверской области укомплектованы для полного и непрерывного обеспечения образовательного процесса.
И здесь без подводных камней не обошлось. Нехватка преподавателей решается за счет совмещения должностей педагогическими работниками, а также за счет организации сетевого взаимодействия. И если в сетевых взаимодействиях ничего страшного не наблюдается, то совмещение должностей – это проблема на уровне двух школьных смен. Это, конечно, не запрещено, но и хорошего в этом мало: все-таки тяжело назвать нормальной ситуацию, когда преподаватель-филолог заодно ведет и обществознание, и географию и отвечает за пожарную безопасность. А происходит это повсеместно, ведь ординарной ставки не хватает подавляющему большинству педагогов.
Нельзя не отметить тот факт, что проблему с окладами преподавателей все-таки пытаются решить, хоть и довольно специфическими методами. Во-первых, с 2021 года в регионе существует практика предоставления работникам учреждений образования единовременной выплаты к началу нового учебного года. Размер поддержки для учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, руководителей учреждений и их заместителей составляет 10 тысяч рублей, для другого персонала – 5 тысяч. Суммы невелики и являются скорее приятным бонусом.
Во-вторых, с 1 сентября этого года федеральную ежемесячную выплату в размере 5 тысяч рублей начнут получать советники директоров по воспитанию в школах и колледжах. Это уже фактическая надбавка, единственное – в Тверской области ее получателями стали всего 460 человек.
В-третьих, существует надбавка работникам – молодым специалистам, которая устанавливается при устройстве на работу на период первых трех лет работы после окончания образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации по программам подготовки специалистов среднего звена за работу в организациях образования в размере 100% от должностного оклада. Звучит крайне оптимистично, хоть и действует всего три года, а затем все – добро пожаловать в лигу опытных и низкооплачиваемых преподавателей.
В земские учителя идут неохотно
Особняком стоят надбавки для преподавателей сельских школ. Так, за работу в сельской местности педагогическим работникам установлена ежемесячная надбавка в размере 25% от должностного оклада.
Также с 2020 года стартовала федеральная программа «Земский учитель», которая предусматривает осуществление единовременной компенсационной выплаты педагогам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек, в размере 1 миллиона рублей.
Единственная проблема этой программы – она не сказать чтобы смогла привлечь учителей. Например, в текущем учебном году в Тверской области по данной федеральной программе трудовые договоры были заключены лишь с 15 педагогическими работниками.
По примеру федеральной программы «Земский учитель» в области также реализуется ее региональный вариант. Единовременная выплата по региональной программе также составляет 1 миллион рублей, но исключительно для приобретения жилья или погашения ипотеки. Но и региональная программа особой популярностью не пользуется – в этом году трудовые договоры были заключены только с 10 учителями.
Так почему же учителя не рвутся работать? Для них и федеральные программы создали, и надбавки различные их ожидают, но почему-то у нас один учитель на две-три ставки, а новых преподавателей в государственных образовательных учреждениях раз-два и обчелся? Ответ прост: итоговый оклад все равно чудовищно мал.
Министерство образования сообщает: «Плановое значение средней заработной платы педагогических работников списочного состава общеобразовательных организаций на 2024 год составляет 52,7 тысячи рублей». Вот только «плановое значение» и «средняя заработная плата» – это вещи настолько далекие от реальности, что можно смело итоговую цифру игнорировать. А вот что игнорировать не стоит, так это данные аналитиков рынка труда, согласно которым средняя зарплата учителя в области равна 27 505 рублей. Данные эти подтверждаются еще и множеством вакансий, размещенных в интернете, – почти во всех заработная плата застревает в лучшем случае на значении 35 тысяч рублей.
Отсюда вопрос: кто готов брать на себя ответственность за настоящее и будущее детей, в личное время заниматься проверкой детских работ и заполнять тонны бумаг, направляемых сверху за 35 тысяч рублей? Вопрос этот, сдается мне, риторический. А потому до тех пор, пока государство не перестанет принимать многочисленные полумеры и кардинально не изменит подход к финансированию системы образования, мы продолжим наблюдать несменяемых стариков-учителей, работающих на трех ставках, и школы, готовые принимать детей в две, а то и в три смены.
Анна Морозова