Зашел не в ту дверь

На закрытие Московского клуба Арма (Мутабор)

02.05.2025, 13:26
Фото: Глеб Чистяков

Закрылся клуб «Арма» — бывший «Мутабор». Это было действительно уютное, со вкусом украшенное пространство бывшего советского завода с множеством антагонистичных танцполов, мрачных барных кабинетов, эфемерных ботанических уголков, тайных подклетей и витражно-мозаичных двориков. В его интерьерах, на фоне индустриального социалистического реализма 70-х причудливо переплетались сталинский ампир, постпанк, прованс и деревенская пастораль.

Одной из визитных карточек клуба стало необычайное разнообразие музыкального и визуального контента, представленного в рамках одного мероприятия. В одно и тоже время на разных сценах клуба могли выступать рокобили группы, дарк-электро артисты, долбить эйсид-техно, неуравновешенно визжать саксофоны джазовых авангардистов и идти декадентские спектакли с заламывающими руками чахоточными Пьеро в стиле фильма «Дети Райка» Марселя Карне времен немецкой оккупации Парижа.

Несомненно, «Арма-Мутабор» — явление яркое и самобытное, особенно учитывая, что наработку опыта и творческие искания его бесспорно неординарные создатели вели с 2007 года.

По завершении фестиваля ARMA SICK YEARS (апрель 2025 года), ознаменовавшего закрытие клуба, кто-то из комментаторов в пылу впечатлений написал: «Это явление сродни появлению Ленинградского рок-клуба в конце 80-х годов».

Наверно, с этим вряд ли можно согласиться.

Фото: Глеб Чистяков

Ленинградский рок-клуб, созданный, кстати, не без поддержки КГБ, все-таки являлся творческой лабораторией, в гнезде которого вылупись, выросли и окрепли многие птенцы русского рока. «Арма» же и другие подобные заведения строят свою деятельность на привозах зарубежных звезд и приглашении уже состоявшихся более-менее профессиональных артистов.

Не менее, если не более важной вопросом является рецепция обществом таких сфер культурной жизни, их принятие. Организаторы современных проектов не хотят и не могут сформулировать философию и миссию своих начинаний и донести их до сограждан. Собственно, поэтому «Мутабор» был знаком стране лишь благодаря скандальной «голой вечеринке» Анастаии Иевлевой муссировавшейся несколько месяцев во всех СМИ.

По этой очевидной причине, а вовсе не в результате «заговора молчания» в истории российского электронного клубно-фестивального движения остались лишь немногие.

Например, культурно-историческими феноменами продолжают оставаться уже исчезнувшие крымский фестиваль «Казантип» со своей Конституцией и столичный клуб «Птюч», учредивший одноименный журнал, о которых как раз писали плодовито и разнообразно. В авторскую концептуальную полемику активно включались сами их создатели и их литературно одаренные адепты. Примечательно, что даже через 25 лет после закрытия «Птюча» его поклонники смогли собраться на общую встречу.

С другой стороны, бесславно и безвестно сгинули клубы «Титаник» и «Мастер», фестиваль «Инстанция» и прочие собиравшие тысячи и тысячи, а также надменно пафосный «Дягилев», в котором места в инкрустированных золотом бархатных ложах продавались посетителям за несколько тысяч долларов.

Фото: Глеб Чистяков

Существует мнение, что в России сейчас практически не осталось музыкальной журналистики, способной освещать этот сегмент культурной жизни. Поговаривают, что последний ее представитель — Артемий Троицкий (признан иностранным агентом в РФ- прим.) – не просто уехал за границу несколько лет назад, а еще и вероломно прихватил с собой все мало-мальски интересные идеи, открытия и мысли.

Возможно в нынешней ситуации интеллектуальное и медийное переосмысление подобных сферы культуры? Для каждого знающего русскую культуру нового времени это несомненно. Русские символисты, имажинисты и прочие певцы серебряного века, а также футуристы, авангардисты и конструктивисты не только были исторически приняты нашим обществом, но и стали одними из бесспорных основоположников современной мировой культуры. Дошло до того, что зонтики, кошельки и платка с супрематистскими картинами Малевича стали одними из самых популярных сувениров в столичной Третьяковском галерее.

С чем же дальше будут ассоциироваться у нас современные направления музыкально-визуальной культуры? С Владимиром Маяковским, Василем Кандинским и Эдуардом Артемьевым или с Настей Иевлевой, Лолитой Милявской и прочими подобным персонажами? Это покажет будущее.

Глеб Чистяков

55 0
Лента новостей
Прокрутить вверх