«Караван» продолжает следить за тем, как развивается ситуация в Торжке. И следит за ней, в частности, через новоторжские сайты и социальные сети.
Один из рекламируемых сайтов про жизнь в Торжке – сайт torzhok.pro, учредителем которого является торжокская компания «Вертикаль», а руководителем – депутат Торжокской городской думы Алексей Черепнов. Этот сайт, а также его социальные сети зарегистрированы Роскомнадзором как официальные СМИ.
«Здесь фейкам нет места! Здесь нет фейков и травли. Это территория добрых жителей Торжка. «Торжок.Про» – социальная группа города, имеющая лицензию СМИ. Мы дорожим своей репутацией» – так написано на его странице в социальной сети. Но это, мягко говоря, не так. И сейчас мы расскажем почему.
Удивительно, когда пытаешься перейти с вышеупомянутой страницы во «ВКонтакте» перейти на этот позиционирующий себя как СМИ сайт, на экране компьютера возникает такое предупреждение: «Ссылка torzhok.pro выглядит подозрительно. Не переходите по ней, чтобы не рисковать, даже если получили ее от друга. Если все-таки хотите перейти по ссылке, не вводите на сайте пароли, номера телефонов и банковских карт и другие личные данные».
Мы обратились к специалистам по информационной безопасности и выяснили, что такие предупреждения, как правило, возникают при посещении так называемых зеркальных сайтов, то есть, грубо говоря, подделок под настоящие.
Этот способ мошенничества расцвел в последние годы. Злоумышленники похищают денежные средства россиян через так называемые зеркальные сайты банков, служб доставки продуктов, онлайн-магазинов. Притом обычному пользователю не удастся распознать подделку исключительно по дизайну, заявляют эксперты. Мошеннические сайты визуально идентичны настоящим, предупреждают эксперты Роскомнадзора.
А еще «зеркальные» СМИ – это классика черного пиара. Если официально зарегистрированные средства массовой информации действуют в рамках правового поля, их работа контролируется Роскомнадзором, то в «зеркальных» можно писать что угодно, и претензии владельцам не предъявишь: они могут сказать, что не имеют никакого отношения к данному изданию. Этот прием был популярен в прошлые годы на выборах в небольших городах вроде Торжка. Запускался «клон» уважаемого издания с таким же названием и дизайном, и в нем публиковалась всякая «чернуха».
Мы неоднократно писали о том, как Алексей Черепнов любит «прихватизировать» чужие бренды, как он регистрирует на себя авторское право на все, что есть в Торжке, вплоть до яблочной пастилы и птички-новоторки с древней монеты из местного музея. Но создавать фальшивую страницу своего собственного сайта – это за пределами логики. Зачем?!
Наверное, затем, что черепновские «журналисты» довольно отвязно ведут себя на заседаниях Торжокской городской думы, снимают депутатов без их согласия, преподносят фразы, выдернутые из контекста. И в случае чего Алексей Черепнов всегда может сказать, что не имеет к этому никакого отношения.
Удвоение сайтов, видимо, символизирует какое-то раздвоение личности. Есть сайт, где рассказывается о достопримечательностях Торжка, о том, где в городе поесть и где купить сувениры (напоминаем, это может оказаться довольно рискованным, не говоря о достоверности сувениров, опасно вводить на таком сайте данные своей банковской карточки). А есть группа «Торжок.Про» во «ВКонтакте», где льются всякие околополитические домыслы, поносятся муниципальные власти. И депутаты не в состоянии спросить, какие СМИ представляют снимающие их камеры, хотя могли бы спросить у «журналистов» их рабочее удостоверение.
Снимают якобы для одного сайта, а завешивают сюжеты совсем на другом. Логично было бы, например, если кто-то анонсировал, что снимает сюжет для Первого канала, а на деле завесил бы этот сюжет на какой-нибудь ресурс, принадлежащий СМИ-иноагентам?
Ресурсы Черепнова обслуживают одни и те же журналисты, которые как раз и раздваивают смыслы, запутывают читателя. Эти же журналисты, случись претензии к сайту-дубликату, будут отвечать по всей строгости закона.
Жителям Торжка и гостям города можем посоветовать главное: опасайтесь подделок как в сфере потребления, так и в сфере информации. Информационные подделки могут оказаться опасными для кошелька и даже жизни. Насколько нам известно, ситуацией с задвоенными сайтами уже заинтересовались надзорные органы и правоохранители. Впереди – штрафы, блокировка и потеря социального и профессионального статуса теми, кто к этому причастен.
Мы рассказывали, как компания «Вертикаль» Алексея Черепнова выигрывает конкурсы на создание доступной среды, отсекая при помощи «карманных» общественных структур возможных конкурентов. Можно ли верить предпринимателю, у которого так все «задвоено»? Говорят, и при работе с конкурсами и контрактами государственного и муниципального заказа со стороны «Вертикали» подписи тоже множатся и путают заказчика. Какой же он настоящий, этот Алексей Черепнов?
Мы предлагаем нашим читателям провести эксперимент. Попробуйте предложить группе «Торжок.Про» во «ВКонтакте» какой-нибудь материал, где разоблачается деятельность «Вертикали» или Алексея Черепнова. А потом расскажите, получилось ли это сделать. У нашего издания не получилось, мы предлагали материал о том, как инвалиду-колясочнику Алексею Климову не могут сделать пандус в подъезде, «Вертикаль» не вышла на конкурс муниципального заказа, а другие фирмы не могут принять в нем участие из-за искусственных ограничений в техническом задании.
«Зеркальный» сайт отражает лишь мнение Алексея Черепнова, он буквально навязывает его подписчикам и манипулирует сознанием горожан.
В следующих номерах мы расскажем, как его деятельность стала предметом оценки экспертов-лингвистов. Оставайтесь с нами.
Ирина Смирнова
в качестве иллюстраций используются скриншоты страниц ВК и сайта torzhok.pro
Что за бред пишете.
И у каких-таких спецов по IT Вы консультировались по поводу зеркальных сайтов. Кстати, почитайте Wiki — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%B1-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0
И, второе, VK постоянно спрашивает при переходе на внешний ресурс. Это политика не только социальной сети, но и требование безопасности по закону.
А то, что Вы написали — это фактологическая ошибка.
И не в Черепнове дело, а в том, что журналисту со стажем, да и, вообще, здравомыслящему человеку понятно, что статья заказная.
Но не ясен мотив.
Так, что проверяйте факты. Пишите грамотно.