8 июня в официальной группе протеста во Вконтакте «Защитим Тверь от М-11» жители Твери и Калининского района Тверской области опубликовали коллективное обращение. В нем говорится, что оба варианта прохождения трассы являются неприемлемыми.
Летом 2020 года было принято решение о возобновлении строительства трассы М-11 Москва- Санкт-Петербург со 149 по 208 километр.
ГК «Автодор» предложила два варианта прохождения трассы. Один – по правому берегу реки Тверца, якобы утвержденный в 2010 году. Второй вариант – по левому берегу реки Тверца, разработанный в 2020 году. Оба эти варианта являются неприемлемыми для жителей города Твери и Калининского района, — говорится в обращении.
Далее в коллективном обращении приводятся веские аргументы и обоснования позиции жителей, чьи интересы напряму затрагивает строительство трассы М-11.
Во-первых:
Территории северных пригородов Твери (Черногубовское, Медновское, Кулицкое, Михайловское сельские поселения) густо населены, и плотность населения в них за последние 10 лет значительно выросла. Проектируемые варианты трассы или подходят вплотную к населенным пунктам, или задевают их территорию, в результате чего много людей или лишатся своего жилья, или сильно ухудшится их экологическое окружение.
Во всех населенных пунктах указанных сельских поселений активно ведется загородное малоэтажное строительство. Черногубово, Сакулино, Брянцево, Мельниково, Павловское, Андрианово, Литвинки фактически являются чертой города благодаря транспортной доступности. Деревни и сёла на левом берегу Тверцы также очень популярны среди жителей Твери, желающих переселиться на постоянное жительство за город. Во всех указанных поселениях земли под ИЖС продавались без ограничений, без информирования о каком-либо предстоящем строительстве.
При проектировании трассы в 2010 году информирование местных жителей так же не было проведено. Строительство приведет к прекращению роста населения и оттоку жителей, к исчезновению деревень и сел.
Во-вторых:
Если построить трассу по утвержденному маршруту, то она пройдет в непосредственной близости (400 метров) от детского круглогодичного санатория «Прометей» (250 метров от дома персонала), а также в непосредственной близости от детских оздоровительных лагерей «Спутник», «Романтик», «Радуга» и др., противотуберкулезного санатория (обособленное структурное подразделение Тверского противотуберкулезного клинического диспансера) и ГКУЗ Черногубовский туберкулезный госпиталь для ветеранов войн. Проектирование и строительство таких экологически тяжелых объектов на таком маленьком расстоянии от медицинских учреждений, от социально-значимых учреждений, наносит огромный ущерб здоровью всего социума.
В-третьих:
По утверждениям экологов, прохождение «северного обхода Твери» по любому из проектируемых маршрутов нанесет значительный вред лесному поясу города Твери, который и так сильно пострадал в последние годы. Оба маршрута нанесут вред р.Тверце. В одном случае — задевая Медновский водозабор, воду из которого пьет большая часть жителей Твери. Во втором случае – повреждая притоки Тверцы. Кроме того, будет испорчена вода в колодцах в тех населенных пунктах, где отсутствует водопровод.
В-четвертых:
Город развивается на север и через десятилетие окажется зажатым в кольце трасс, при этом самим жителям, из которых лишь ничтожная часть регулярно ездит на автомобиле в Москву или Санкт-Петербург, платная трасса в такой близости объективно не нужна. Постоянный шум, выхлопные газы, выброс реагентов негативно скажутся на жизни и здоровье жителей целых микрорайонов (Юность, Соминка, Радужный), где в последние годы ведётся активное жилищное строительство, где каждый ЖК рассчитан на сотни человек. Скоростная магистраль остановит развитие города в северном направлении, сделает невозможным формирование комфортной городской среды обитания, обрежет возможность строительства современной системы городских коммуникаций.
В-пятых:
Строительство трассы по любому из берегов Тверцы приведет к сокращению площадей, используемых в сельском хозяйстве. Здесь ведут работу два крупных пригородных совхоза – ЗАО «Племзавод Заволжское» и ЗАО «Калининский», более мелкие мясные и молочные фермерские хозяйства.
В-шестых:
В результате строительства трассы город лишится рекреационной зоны на севере, одной из немногих доступных для общественного транспорта.
И последнее
Также в заложниках прохождения трассы на правом берегу Волги (149-162км) оказываются жители Эммаусского сельского поселения. Проложенная в 2010 году ось магистрали серьезно затрагивает интересы населенного пункта Новое Семеновское. Двухэтажный дом, прилегающие к нему двухквартирные дома с участками, а так же крупное СНТ «ИНГА», более 300 участков которое по факту является одним из поселений Эммаусского сельского округа. В более 20% домов круглогодично проживают жители.
Товарищество находится на границе уникального, но уже сильно пострадавшего от разработки карьеров соснового бора и на берегу реликтового озера » Семеновское», где по сей день гнездятся представители исчезающей фауны (Серый журавль, выдра). Кроме того предполагаемая трасса совершает необъяснимый изгиб, вероятно это было сделано в чьих то бездумных, а возможно и корыстных интересах, охватывая населенный пункт и кооператив в полукольцо. Расстояние до границы кооператива составляет всего лишь 50-70 метров, и того меньше до границы жилых домов села Новое Семеновское.
Так же необходимо отметить нарушение существующей мелиоративной сети около 500 га, что приведет к возможному подтоплению населенных пунктов и заболачиванию прилегающих территорий, а так же территории между трассами М-10 и М-11.
В связи с изложенным, жители г.Твери и Калининского района требуют:
1) Взвешенно отнестись к этой проблеме и не строить трассу не по одному из проектируемых «Автодором» маршрутов.
2) Рассмотреть предлагаемый активистами города маршрут прохождения трассы М-11 с учетом границ населенных пунктов и того, являются они жилыми или не жилыми. В этом варианте расстояние до границ сел и деревень в основном не менее 1.5 км. Активисты настаивают на том, что только такой вариант прохождения «северного обхода Твери» удовлетворит требования большинства жителей и не нанесет экологического и экономического ущерба.
3) Создать комиссию по рассмотрению и проработке строительства предложенного активистами маршрута трассы М-11, в состав которой включить специалистов ГК «Автодор», экономистов, экологов, геологов, других профильных специалистов и активистов из координаторов «северных» населённых пунктов.