Жизнь на обочине магистрали: улицу Туполева в Твери продолжат по Константиновским карьерам?

27.03.2024, 13:49
улица Туполева у КСМ-2, именно отсюда собираются проложить новое шоссе (фото: wikimapia.org)

На строительство вылетной магистрали из Твери в сторону Кимр правительство Тверской области готово выделить более 3 млрд рублей. «Караван» решил разобраться, почему против этого проекта протестуют тысячи владельцев местных дач.

Еще летом 2023 года губернатор Игорь Руденя в прямом эфире телеканала «Россия 24. Тверь» пообещал ускорить строительство вылетной магистрали по просьбе жителей деревни Старая Константиновка, расположенной на окраине Твери, а затем побывал на месте предполагаемого строительства. Все адресованные губернатору вопросы и просьбы, которые показывают ему во время прямых эфиров, тщательно фильтруются. И если вопрос строительства магистрали был поднят, значит, это кому-то выгодно.

В чем суть проекта?

вариант, предложенный властями (фото предоставлено инициативной группой)

Утверждается, что действующий выезд на Кимры уже давно не справляется с нагрузкой, тем более он перестанет с ней справляться, когда будет достроен северный обход Твери скоростной магистралью М-11 «Нева». Планируется продолжить улицу Туполева до Савватьевского шоссе. Дорога выйдет за СНТ «Спутник». Таким образом будет организовано быстрое, бесперебойное и безопасное движение транспорта в сторону съезда с М-11 и города Кимры.

Игорь Руденя говорил о том, что реализация проекта повысит транспортную доступность особых экономических зон и даст возможность формированию нового жилищного строительства, поскольку добраться до этого места станет намного проще благодаря строительству северного обхода М-11 вокруг Твери.

Реализация проекта предполагается в два этапа. В рамках первого намечено строительство новой дороги протяженностью 4,6 километра. В рамках второго – капитальный ремонт участка протяженностью 1 км.

Согласно данным тендера, опубликованного на сайте «Госзакупки», проектирование и строительство дороги обойдется областному бюджету в 3,22 млрд рублей.

Почему местные жители против

рисунок одного из юных дачников (фото предоставлено инициативной группой)

Собственники более тысячи дачных участков в СНТ «Заря», «Агрохимик», «Восход-6» и «Спутник» уверены, что реализация проекта в существующем виде разрушит их мирную жизнь, которая формировалась десятки лет, а также нанесет мощный экологический удар по пригороду Твери. Жители создали инициативную группу и начали сбор подписей против строительства дороги.

Для возведения магистрали придется сносить дачные участки и вырубать лес.

Люди уверены, что четырехполосная дорога перечеркнет все блага экономной, экологичной загородной жизни для тысяч людей, увеличив социальное напряжение в обществе.

«Наши садовые товарищества очень скучены территориально, поэтому провести магистраль безболезненно не получится. Некоторые садоводческие участки будут изыматься у хозяев под строительство дороги, а полученная компенсация вряд ли позволит купить что-то равноценное рядом с городом. Земля оставшихся садоводческих участков, примыкающих к трассе, будет заражена тяжелыми металлами и прочими вредными веществами, что приведет к непригодности использования ее для выращивания урожая, – пишут люди в своем открытом письме. – Широкая полоса леса пойдет под вырубку, что скажется на чистоте окружающего воздуха не только вблизи СНТ, но и в городе».

Инициативная группа обратилась за разъяснениями в Дорожный фонд и Министерство транспорта Тверской области. В полученных ответах сказано, что дороги еще нет, контур будущей магистрали точно не определен, а все работы по проекту начнутся с мая 2024 года.

Люди справедливо опасаются, что, когда проект магистрали утвердят, будет уже поздно и по их дачным участкам, которые они возделывали десятки лет, проедет каток эффективности и экономической целесообразности.

«Это вопрос не только экологии нашего края, но и вопрос жизни и смерти многих людей. Не все смогут пережить то, что будет разрушено их имущество и земля, в которую вложена вся их жизнь, ведь собственники возделывали непригодные участки выгоревшего торфяника без участия государства», – справедливо отмечают члены инициативной группы.

Какие существуют альтернативы

альтернативный проект (предоставлен инициативной группой)

Жители предлагают рассмотреть генеральный план 2012 года, в котором предполагалось строительство магистрали вдоль бывшей узкоколейной дороги с выходом к поселку 1 Мая. Такой подход существенно удешевит проект, сохранит лес, не затронет существующие дачные кооперативы, улучшит транспортную доступность карьеров в летние дни.

«Также необходимо реконструировать существующую дорогу, создав удобные «карманы» для автобусов, предусмотреть парковки для автомобилей», – считает один из местных дачников Валерий.

Есть серьезные опасения, что строительство магистрали в том виде, в котором это предлагает сделать правительство региона, не разгрузит улицу Туполева, где обычно и возникают пробки. Машины съезжают с Сахаровского шоссе и с карьеров с левым поворотом, создают препятствие для остальных машин. Важно, что Кимрское шоссе серьезно перегружено только в жаркие летние дни, потому что полгорода едет купаться на карьеры. Необходимо оборудовать съезды с шоссе на карьеры, организовать парковочное пространство.

«Предлагаю сделать грамотную развязку перед поселком 1 Мая и организовать перекресток в районе остановки «Отрадное», а в районе съездов/выездов немного расширить существующую дорогу до трех полос (ширина позволяет), вот это действительно был бы народный проект, за который тверитяне выразили бы благодарность Игорю Рудене», – уверен местный дачник Алексей.

Девять месяцев в году на Кимрском шоссе невысокий поток машин. Нагрузка на дорогу увеличивается только три месяца в году. Имеет ли смысл тратить более трех миллиардов рублей, чтобы построить новую?

Важно учитывать, что многие люди вложили сотни тысяч рублей, чтобы оборудовать себе на СНТ загородные дома и жить в них круглогодично. Вряд ли компенсация, которая, как правило, рассчитывается по кадастровой стоимости, покроет все эти расходы. Да и купить подобное жилье за такие же деньги будет крайне проблематично.

«Кто-то брал кредиты и ипотеку на строительство, не предполагая, что в будущем вместо леса будет дорога. А как выращивать огород рядом с трассой? Не на это рассчитывали люди, покупая дачи. Говорят, что якобы жители Старой Константиновки просили об этом. Но прошу заметить, что дорога в этом месте построена очень давно. И, приобретая дома в Старой Константиновке, люди понимали, что будут жить у трассы. Не надо действовать в чьих-то интересах за счет тысячи наших семей», – говорит дачница Татьяна.

Есть еще один важный аспект. В нескольких шагах от действующей дороги в лесополосе на возвышенности находится православный крест. Он установлен на месте, до которого преподобный чудотворец Савватий Оршинский провожал своих гостей. В местных преданиях сказано, что в этом месте еще в семнадцатом веке была построена часовня.

«Как Тверская епархия отнесется к возможному сносу православного креста, установленного на столь памятном месте? А что думает об этом наш губернатор, который старается чтить православные святыни и традиции?» – задается вопросом местная жительница Анастасия.

Правительству Тверской области и губернатору Игорю Руденю важно тщательно взвесить все за и против, чтобы принять продуманное и грамотное решение. Возможно, сейчас не самое лучшее время, чтобы тратить более 3 млрд рублей из и без того дефицитного бюджета, чтобы построить дорогу протяженностью чуть более пяти километров, которая нужна три месяца в году. Тем более есть вероятность, что строительство превратится в очередной долгострой, по числу которых Тверская область является лидером в ЦФО.

Строительство дороги на месте бывшей узкоколейки или просто расширение Кимрского шоссе с обустройством развязок, остановочных и парковочных карманов – хорошая альтернатива предложенному проекту. А главное, качество жизни горожан и жителей пригорода будет действительно улучшено. «Караван» следит за развитием событий.

Сергей Минин

1450 0
Читайте также:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх