Знаменитый авиатор из Твери. К 120-летию М.М. Громова

06.03.2020, 10:54

Главная улица в районе, где живут тверские летчики, в Мигалово, носит имя нашего земляка, героического летчика Михаила Громова. В этом году мы отмечаем не только юбилей Победы, но и юбилей Михаила Громова. Поэтому очень важно вспомнить его биографию.

Становление

Михаил Михайлович Громов родился 24 (по н. ст.) февраля 1899 года в Твери в семье военного врача Михаила Константиновича и его жены Любови Игнатьевны Громовых.

В роду отца были интеллигентные дворяне, что летчика «напрягало» в советское время. Мать, родом из малограмотных тверских крестьян, сбежала из дома в Питер на учебу, вернулась оттуда акушеркой, повстречала Михаила, они влюбились, тайно обвенчались. Этот брак родные отца не признали.

В 8 лет сына отдали учиться сначала в московскую гимназию, а потом в реальное училище Воскресенского в Москве. После его окончания он поступил в 1916 году в Императорское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана), в 1917 году в этом училище окончил теоретические авиационные курсы, тогда же его взяли в армию, а в 1918 году уже красным «военлетом» он окончил Московскую летную школу и был оставлен там летчиком-инструктором. Недолгое время участвовал в гражданской войне против белых на востоке, летая на простеньких машинах типа «Вуазен», «Фарман», «Ньюпор».

Испытатель

Летно-испытательная работа началась в 1924 году, до 1933 года Громов испытывал целый ряд советских самолетов конструкторов Андрея Туполева и Николая Поликарпова: И-1, У-2, И-4, И-3, АНТ-9, Р-6. В 1925 году ему присвоили звание «Заслуженный летчик СССР». Особняком стоит в эти годы случай личного мужества Громова: в июне 1927 года при испытании самолета И-1 на штопор машину не удалось вывести из штопора, и летчик совершил вынужденный прыжок с парашютом. Риск был огромным для жизни пилота, но все обошлось.

Впервые громкая известность к Громову пришла в 1934 году. Его экипаж в составе второго пилота А.И. Филина и штурмана И.Т. Спирина на туполевском АНТ-25 совершил полет по замкнутому маршруту длиной 12 441 км за 75 часов без посадки! Произошло испытание не только нового самолета, но и человеческих возможностей. В те годы это было выдающимся достижением и по дальности, и по продолжительности полета, и по выносливости экипажа. Полет продолжался 10–12 сентября 1934 года, а 28 сентября экипаж «За мужество и героизм» по Указу правительства был награжден: командиру Громову присвоили звание Героя Советского Союза, а Филину и Спирину вручили ордена Ленина.

Михаил Громов стал первым из тверских земляков Героем Советского Союза, восьмым в масштабе страны. Вторым из тверичей Героя получил пехотинец Иван Гвоздев за бои у озера Хасан с японцами (1938 г.), третьим стал летчик Павел Коробков за бои в Испании (1939 г.).

Рассказывают, что Иосиф Сталин при встрече с героическим экипажем по-грузински поцеловал Громова в плечо. Вождь искренне любил авиацию, ревниво следил за ее делами и судьбами летчиков и конструкторов.

Через три года – снова рекордный полет: на туполевском АНТ-25-1 экипаж в составе командира Михаила Громова, второго пилота Андрея Юмашева, штурмана Сергея Данилина совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США). Потом Громов говорил, что горючего им хватило бы до Мексики и далее, но дальше им лететь не разрешили. Этот перелет стал мировой сенсацией. Командира наградили орденом Ленина, а члены экипажа стали Героями Советского Союза.

По значимости и сенсационности оба полета можно сравнить только с подобными полетами экипажей во главе с Валерием Чкаловым. В те времена народ их полеты воспринимал так, как спустя годы воспринял бросок в космос Юрия Гагарина. Разумеется, они работали и на имидж СССР в мировом масштабе.

Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила членов экипажа Громова и его самого престижной медалью Анри де Лаво за лучшие достижения 1937 года. Заметим, что вторым нашим соотечественником, кто был награжден этой медалью, стал Юрий Гагарин. Вскоре Громова избирают депутатом Верховного Совета СССР, в этом звании он пробыл до 1950 года.

В 1941 году с марта по август Громов служил начальником сначала научно-технической группы, а затем всего Летно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности.

Война

В боевых действиях Михаил Громов принял участие не сразу. 17 августа 1941 года его вызвали в Москву и назначили руководителем делегации в США с целью добиться от союзника приобретения их стратегических бомбардировщиков В-17 фирмы «Боинг». СССР нуждался в них – шла тяжелая война, мы везде отступали, самолетов не хватало. С Громовым вместе летели коллеги-авиаторы Андрей Юмашев, Георгий Байдуков и группа специалистов. Наша сторона надеялась на их известность в США по прежним встречам и ожидала положительного решения американцев.

Маршрут был таков: Москва – Архангельск на двух летающих лодках; затем вдоль Ледовитого океана на корабле по Севморпути через Канаду в Америку. Встретили, как и ранее, хорошо, но переговоры ни к чему не привели, даже президент Рузвельт не смог помочь: сославшись на секреты в самолете, американцы отказали, предложив не нужные нам двухмоторные В-25.

Домой вернулись в декабре, Громова принял Сталин, все молча выслушал и утвердил назначение Громова командиром 31-й смешанной авиадивизии (4 полка бомбардировщиков и истребителей) на Калининском фронте во время нашего наступления под Калинином и под Москвой. К февралю 1942 года к дивизии добавили еще две, и это соединение стало называться «ВВС Калининского фронта». На земле начала разворачиваться Ржевская битва, авиация решала свои задачи по взаимодействию с сухопутными армиями по разгрому противника. Управление боевой авиацией – дело новое, ответственное, но Михаил Громов с этим справился, может, поэтому комбригу Громову присвоили более современное звание «генерал-майор авиации». Управлять этими силами не так-то просто ввиду разнообразия задач: нанесение ударов по железнодорожным станциям, где еще был враг; прикрытие боевых порядков своих войск; сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков; патрулирование и разведка; воздушные бои.

В марте 1942 года Громова вызывают в Москву, выслушивают его отчет и предложения, и к маю Ставка приняла решение о формировании 3-й Воздушной армии (ВА) на базе ВВС фронта под командованием Михаила Громова. Его заместителем стал Андрей Юмашев, а среди командиров авиадивизий воевал Георгий Байдуков. Старая, надежная гвардия!

30 апреля 1943 года Громову присвоили звание «генерал- лейтенант авиации». Его 3-я ВА переформировывается в 1-ю ВА, и она воевала уже на Западном и 3-м Белорусском фронтах, участвуя в проводимых фронтовых операциях. Кстати, в составе 1-й ВА воевали французы из эскадрильи «Нормандия-Неман», а также своя эскадрилья летчиков-штрафников. Сам командующий пользовался почетом и уважением.

Дальнейшие служба и судьба

Служебный рост Михаила Громова шел не по убывающей: в 1946–1949 годах служил заместителем командующего дальней авиацией, в 1949–1954 годах он – начальник Управления летной службы Министерства авиапромышленности, в 1954–1955 годах – начальник отдела летной службы того же Минавиапрома. В 1955 году не по своей воле списан в запас. Последняя руководящая должность – на «гражданке»: с 1959 года был председателем Федерации тяжелой атлетики СССР до 1961 года. Этим видом спорта он занимался в молодости и даже был чемпионом Москвы.

Некоторые исследователи его жизни как бы мимоходом упоминают, что Громов до 1946 года был женат трижды. Можно предположить, что причиной этого был образ жизни вечного командировочного, связанный еще и с риском для жизни, а также непростой характер сильного человека, поклонника чести и верности долгу. К 1946 году он познакомился с мастером конного спорта Ниной Георгиевной, по возрасту на 22 года младше его. Четвертый брак стал счастливым, у них родилась дочь Софья.

С 1955 года началось его забвение, партийное и другое высокое начальство перестало его замечать. Возможно, они полагали его любимчиком Сталина, возможно, тут сыграли роль его честность и личная независимость. Но, может, и такие его свойства, как романтизм и философия. Дело в том, что он давно лелеял мысль о беспосадочном кругосветном перелете на отечественном самолете специальной конструкции. После войны он узнал о подобном проекте инженера ЦАГИ Б. Кирштейна, вместе с ним Громов обратился к Сталину за поддержкой. Были комиссии, мнения экспертов, споры, волокита, дружеские замечания Туполева и Ильюшина, но все закончилось замалчиванием проекта. След в душе удачливого авиатора остался до конца жизни.

Но второй случай он перенес труднее. В 1953 году, после смерти Сталина, министра авиапрома Михаила Хруничева (1901–1961), с которым М.Громов имел хорошие отношения, сменил Петр Дементьев (1907–1977), не терпевший возражений ни в каких вопросах, в том числе в профессиональных для Громова. Он под давлением заставил Громова уйти с летных испытаний. И никто не встал на его защиту – ни Туполев, ни Королев, который Громову был многим обязан. Коллеги военные – тоже. Только однажды Леонид Брежнев как-то по телефону поздравил с днем рождения. И все. Замечательный, еще не старый специалист-испытатель, руководитель больших коллективов никому стал не нужен. Осталась семья – жена Нина Георгиевна, дочь Софья. Депрессию подавлял увлечением спортом, занятиями с лошадьми, собаками, искусством, выездом на природу. Под конец жизни начал писать воспоминания. Но сердце иногда очень щемило.

Память

Умер наш земляк 22 января 1985 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. На могиле установили надгробный памятник с надписью: «Философу подвига, теоретику героизма».

14 июля 2017 года в Твери в микрорайоне Мигалово в присутствии большого числа военных и граждан Твери на улице Громова возле школы № 19 был торжественно открыт памятник – бюст летчика-испытателя Михаила Громова (руководитель проекта тоже Михаил Сердюков из Москвы). Среди гостей была и супруга летчика Нина Георгиевна, 95-летняя еще бодрая бабушка. На следующий день 15 июля похожий бюст был установлен в Ржеве. Улицы имени Громова есть в Москве, Минске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ярославле, Севастополе, Махачкале, Витебске, Челябинске. Его имя носит Летно-исследовательский институт. И даже в космосе между орбитами Марса и Юпитера вращается астероид «Громов» под номером 4920 в специальном каталоге.

Борис ЕРШОВ

421 0
Лента новостей
Прокрутить вверх