Предприятие «Торжокские золотошвеи» – всемирно известный бренд. В компании бережно сохраняют многовековые традиции, которые передавались из поколения в поколение. Продукцию золотошвей можно увидеть на многих всероссийских выставках.
Тысячи туристов из России и других стран мира приезжают в Торжок, чтобы познакомиться с историей золотной вышивки и побывать в музеях, которые создало предприятие. Недавно у торжокских золотошвей появились недобросовестные конкуренты, которые хотят нажиться на популярности бренда. Мы отправились в Торжок, чтобы разобраться в происходящем.
Золото, а не блестит
В первую рабочую неделю 2023 года многим СМИ Твери и области прислали просьбу поддержать начинающее предприятие «Никифоровская золотошвейная мануфактура». В письме сообщается, что компания внесла в городской золотошвейный промысел совершенно другую философию. В чем есть суть? Как сообщается в письме, в организации труда и хорошем отношении к своим работникам. На сайте новой мануфактуры не указано юридическое лицо, которое владеет этим брендом. И вообще, от пресс-релизов осталось странное ощущение, поэтому мы решили увидеть новое производство своими глазами.
Никифоровская мануфактура находится в Торжке по адресу: Калининское шоссе, 8, магазин «Сувенирный дом», которым владеет мама предпринимателя и депутата местной думы Алексея Черепнова. А в 100 метрах находится здание, в котором располагается ОАО «Торжокские золотошвеи» и их фирменный магазин и музей. Турист, который только приехал в город, может легко запутаться. На это и сделан расчет.
Половина «Сувенирного дома» отдана под магазин Никифоровской мануфактуры. Он наполнен пестрыми сумками, подушками, косметичками, вышитыми ангелочками, салфетками и другими изделиями. На некоторых из них рисунок вышит золотистой нитью. Руководитель мануфактуры Юлия Никифорова пояснила мне, что ее вышивальщицы придерживаются канонов, но при этом используют джинсовую ткань, вельвет и другие современные материалы. Художницы мануфактуры, как рассказала Никифорова, стараются использовать яркие цвета и рисунки, которые нравятся молодежи. В этих пестрых фразах и изделиях легко запутаться. На каждом товаре есть ярлык с надписью «Подтверждено некоммерческой организацией «Наследие Торжка». Видимо, чтобы вызвать чувство доверия у туристов.
Но если вникнуть в суть, то можно выяснить, что торжокское золотное шитье – интеллектуальная собственность, запатентованная в государственном реестре наименований мест происхождения товаров, и правообладателем этой интеллектуальной собственности является открытое акционерное общество «Торжокские золотошвеи». Патент выдан 20 декабря 2018 года.
Некоммерческое партнерство никак не может подтвердить качество изделия и его соответствие традициям. Этим и пытаются ввести в заблуждение туристов. Более того, «Наследие Торжка» – это организация, созданная Алексеем Черепновым. На это НКО он пытался в конце 2021 года зарегистрировать товарные знаки «Новоторжская пастила», «Новоторжский пряник» и даже символ Торжка – монету с изображением птички-новоторки. Такая уж тяга у Черепнова прижаться к великому, использовать в своих интересах не собственные наработки, а то, что принадлежит всему Торжку. Городу это может нанести вред, который приведет к падению туристической привлекательности.
Кто и зачем создал Никифоровскую мануфактуру?
Интересно, что производство мануфактуры располагается в здании «Сувенирного дома». Правда, туда меня не пустили. Якобы на мануфактуре работает 12 человек. Как мне пояснили, это художники, конструкторы, швеи и вышивальщицы. В ролике, который разослан в СМИ, говорится, что сокращенные мастера объединили свои усилия и создали мануфактуру. Только это обман.
Юлия Никифорова рассказала мне, что работает у Алексея Черепнова уже 12 лет и ей сейчас доверили развивать это новое направлении компании. Для него было открыто ООО «Город золотошвей». Согласно открытым данным, его директором является Игорь Александрович Родионов, а учредителем с долей 100% Алексей Черепнов. Среди видов деятельности ООО значатся производство текстильных изделий и производство изделий народных художественных промыслов.
То есть Никифоровская мануфактура – бизнес-проект Алексея Черепнова, а не добровольное объединение «сокращенных» мастеров.
Как отличить золотное шитье от подделки
Неопытный турист, незнакомый с традицией, увидев яркие сюжеты и золотистую нить, может решить, что перед ним настоящее торжокское золотное шитье. При этом продукция мануфактуры стоит иногда дешевле, чем товары «Торжокских золотошвей». Как тут не соблазниться на покупку?
Чтобы разобраться в канонах торжокской золотной вышивки, мы отправились в местный педагогический колледж, который готовит вышивальщиц на отделении «Золотное шитье и декоративно-прикладное искусство». Директор учебного заведения Ольга Николаевна Иванова пояснила, что торжокские золотные изделия вышиваются золотной и серебряной нитями с использованием огромного разнообразия техник и швов, для сюжетов используются стилизованные растительные орнаменты.
«Каждый год мы набираем на первый курс 15 студентов, которых готовим в течение трех лет. Они изучают многовековую историю этого художественного промысла. Торжокская золотная вышивка – это достояние нашего города и всей России. Этот промысел нужно сохранять, как в былые времена, бережно передавать из поколения в поколение. Как правило, наши выпускницы устраиваются на предприятие «Торжокские золотошвеи», где продолжают совершенствовать свое мастерство, – рассказывает директор училища. – Одна из наших целей – культурное развитие студентов. Изучая золотную вышивку, научаясь создавать ее своими руками, наши девушки обретают внимательность, чуткий вкус к красоте и другие ценные качества».
Важно, что изделия торжокской золотной вышивки создаются из натуральной кожи, замши, качественного бархата и шелка черного, темно-зеленого, темно-синего и темно-бордового цветов. Еще одно отличие подлинной вышивки – профессиональное, грамотное построение композиции. По древним канонам на изделиях изображаются стилизованные природные и сказочные мотивы. То есть если просто скопировать изображение какой-нибудь птицы и перенести на сумку золотной нитью, это не будет считаться новоторжским золотным шитьем.
Как нам пояснили опрошенные нами мастерицы, изделия Никифоровской мануфактуры правильнее назвать не золотошвейными, а галантерейными. В таких изделиях можно использовать любые материалы и цвета, делать натуральные, а нестилизованные изображения природы и сказочных героев.
Получается, что галантерейные изделия с использованием золотистой нити туристам пытаются продать как некое новое понимание новоторжской золотной традиции. Если бы Алексей Черепнов создал бы вышивальную мануфактуру, то никого не вводил бы в заблуждение. Похоже, его цель, скинув цену за счет дешевых материалов, откусить кусочек от прибыли раскрученного не им бренда. Получить личную выгоду, нанеся ущерб настоящему искусству и промыслам города Торжка. Паразитический подход к промыслам опасен, он может привести к деградации и исчезновению промысла.
К слову, в магазине настоящих «Торжокских золотошвей» тоже есть современные изделия. Все они продаются под брендом TiZetta. Здесь можно увидеть современные материалы и яркие цвета. Хотя изображения на изделиях, выпускаемых под брендом TiZetta, все равно стилизуются по законам композиции торжокского золотного шитья, но людей в заблуждение не вводят.
Будьте осторожны на маркетплейсах
В беседе с «Караваном» Юлия Никифорова рассказала о том, что ее мануфактура активно наполняет свой магазин на онлайн-площадке Ozon. Найти его можно уже сейчас под маркой «Город золотошвей». В описании к товарам говорится, что многие изделия вышиты в технике золотного шитья. Важно, что в магазине ничего не сказано про торжокское золотное шитье. Дело тут не в честности Никифоровой и Черепнова. Дело в том, что площадка Ozon внимательно относится к авторству брендов и их подлинности.
Все это говорит о том, что Никифоровская мануфактура не имеет никакого отношения к настоящей торжокской золотошвейной традиции. Покупателям продают обычные галантерейные изделия, созданные с использованием дешевых материалов и изображений, скопированных из интернета.
К сожалению, это известная схема. Если вы приедете в села Гжель или Хохлома, то сможете купить как подлинное изделие по соответствующей ему цене, так и дешевую китайскую подделку. Теперь с таким видом обмана и подделок столкнулись и «Торжокские золотошвеи». Это доказывает, что бренд настолько сильный, что алчные интересы появляются у многих.
Обычно мануфактурам дают имена известных мастеров, заслуживших уважение многих поколений своим трудом. А Алексей Черепнов решил дать мануфактуре имя своей сотрудницы, которая в золотошвейном промысле себя никак не проявила. Все это говорит о барских замашках и высоких амбициях Алексея Черепнова, которые пока ничем не подтверждены.
Хотелось бы от редакции дать Юлии Никифоровой совет, раз уж она возглавила целую мануфактуру (кстати, для 12 работников мануфактура – сильное преувеличение, путающее потребителей): менять традиции, чтобы понравиться молодежи и заработать на туристах, – неправильный путь. Надо не традиции переделывать, а вкус молодежи воспитывать. Можно создавать современные изделия, не растеряв ни одного традиционного элемента. Следовало бы несколько лет этому поучиться, а для этого в Торжке есть и педагоги, и практики, а не тешить свою гордыню и никого не вводить в заблуждение.
Продолжение следует.
Андрей Добронравов
фото yandex.ru, автора и Мари Орловой