В России стремительно растет популярность электросамокатов, сегвеев, моноколес и других видов электрических средств передвижения, в том числе и за счет открытия мобильных пунктов проката. В действующих правилах дорожного движения эти устройства не прописаны как виды транспорта. Из-за устаревших правил участились случаи ДТП, в том числе со смертельным исходом. Так, в Твери в этом году в аварию попал водитель электросамоката. Один человек погиб, другой получил ранения.
«Караван» писал, что в Твери в 2021 году появился кикшеринг – бесконтактный мобильный пункт проката электросамокатов. Его открыла международная компания BusyFly. Несмотря на высокие тарифы, прокат быстро набрал популярность. Постепенно возросло количество самокатов, а тарифы даже снизились. Водители самокатов ездят по тротуарам и дорогам, причем со скоростью до 25 км/ч. Жителям Твери, как пешеходам, так и водителям, пришлось как-то адаптироваться к этому явлению.
В группе «Каравана» в социальной сети «ВКонтакте» мы провели опрос «Как нужно ограничить скорость электросамокатов на тротуарах?». Почти 32% опрошенных считают, что скорость на тротуарах не должна превышать 5–10 км/ч. А 29% опрошенных уверены, что электросамокатам не место на тротуарах. 19% респондентов за то, чтобы электросамокаты развивали скорость до 10–15 км/ч. Всего 9% участников опроса за скорость 15–20 км/ч и 11% за скорость до 25 км/ч.
«Средства индивидуальной мобильности – электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства (далее – СИМ) в соответствии с действующими правилами дорожного движения не являются транспортными средствами», – сообщил в своем ответе на наш запрос Дмитрий Арзанов, начальник управления ГИБДД УМВД России по Тверской области.
То есть, по сути, это пешеходы, едущие на самокате или на другом устройстве. При этом если техника имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, то оно в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза относится к мототранспортным средствам категории L. А значит, на нее нужно получать права категории М или А.
Это в идеале. Я сам видел на улицах Твери велосипеды с электродвигателем, которые больше похожи на мотоциклы. Прав у их водителей не было. Сотрудникам ГИБДД просто некогда ловить такие транспортные средства и разбираться в их мощности.
Нужно ли будет получать права на вождение СИМ?
Министерство транспорта РФ разрабатывает поправки к ПДД уже три года. Газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что проект финальных изменений в ПДД Минтранс представил в сентябре 2021 года на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере безопасности движения. Заседание прошло в аналитическом центре при правительстве РФ.
Эти поправки запрещают водителям СИМ разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части при условии, что у СИМ будут исправны тормоза, звуковые сигналы, фонари и светоотражатели. Изначально хотели ввести запрет на передвижение по проезжей части на моноколесах, но его все-таки убрали из последней версии поправок.
В ПДД есть четыре категории участников дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход, велосипедист. Куда будут отнесены СИМ? Минтранс предлагает оставить водителям СИМ статус пешехода.
«В феврале Общественная палата РФ провела круглый стол в формате мозгового штурма. Мы собрали мнения экспертов на тему введения СИМ в правила дорожного движения. В апреле Общественная палата презентовала свой проект изменений ПДД. Он был отправлен премьер-министру Михаилу Мишустину, – рассказывает заместитель председателя Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. – Мы считаем электросамокаты транспортным средством, а человека, который им управляет, водителем. Мы хотим, чтобы управлять ими могли только люди, имеющие категорию прав М (сейчас ее получают водители мопедов. – Прим. авт.). Она выдается всем, кто получит и любую другую категорию прав».
В этом случае, если водитель электросамоката столкнется с пешеходом, согласно Гражданскому кодексу, он будет обязан компенсировать оказанный здоровью вред. Если будут в текущем виде приняты поправки Минтранса РФ, то это будет уже столкновение пешехода с пешеходом на электросамокате.
При этом Минтранс разработал и систему штрафов для водителей СИМ. Так, за превышение скорости предполагается штраф до 1,5 тысячи рублей. Ограничения будут вводить как федеральные, так и региональные власти. Например, правительство Тверской области сможет издать закон, запрещающий ездить на СИМ по паркам со скоростью выше, допустим,
10 км/ч. Но кто это будет проверять?
«Кроме контроля документов пользователя, его «трезвости» алкотестером и средств контроля скорости, применяемых на дорогах для автомобилей, предполагается идентифицировать управляющих самокатом по биотехнологии – идентификации лица и даже сетчатки глаз. Реализуемо ли это в ближайшие годы? – задается вопросом Андрей Кашкаров, эксперт, журналист, владелец электросамоката и электромобиля. – Минтранс предлагает маркировать СИМ специальной RFID-меткой, которая будет «привязана» к устройству с момента выпуска и оставаться неизменной при последующей эксплуатации. В этот электронный «паспорт» устройства впишут все значимые технические характеристики. Но как технически будут изменять эти характеристики, к примеру, при замене электродвигателя с изменением мощности? Фактически технический механизм внесения изменений данных о конструкции пока не проработан».
Появятся новые дорожные знаки
Минтранс разработал новые дорожные знаки. Например, появится знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Также появятся знаки, ограничивающие скорость СИМ. А еще будут знаки 8.27 и 8.28. Они будут указывать, распространяется ли действие того или иного дорожного знака на СИМ.
Но как потребовать с водителя самоката знаний ПДД, тем более новых, если он по факту останется просто пешеходом? Этот краеугольный вопрос и предстоит решить Минтрансу, правительству РФ и новой Государственной думе.
В ближайшее время правила
не изменят?
Дело в том, что в 2021 году Правила дорожного движения были включены в список документов, в которые нельзя вносить поправки. Их можно только полностью переиздать. Минтранс и ГИБДД пытаются добиться отмены этого решения, мотивируя это тем, что на разработку новых ПДД уйдет три-четыре года. Но пока в правительстве выступают против исключения ПДД из этого неприкасаемого списка.
«Минтрансу поручили подготовить новые правила дорожного движения. Я считаю, что это правильно, потому что в этом важном документе много еще советских норм. Предполагаю, Минтранс попробует переиздать ПДД, просто включив туда поправки по СИМ и ряд других мелких решений. Но думаю, что это у ведомства не получится, – говорит Александр Холодов. – Возможно, после долгих дискуссий ПДД временно исключат из этого списка, чтобы внести поправки по СИМ».
Прокатчики самокатов обанкротятся?
Важной стороной в этом переговорном процессе являются владельцы кикшерингов. Многие из них уверены, что если водителей самокатов обяжут получать категорию М, то этот новый вид бизнеса просто обанкротится.
Эксперт Андрей Кашкаров уверен, что кикшеринг может видоизмениться, но точно никуда не исчезнет, потому что соответствует современному запросу людей.
Схожей позиции придерживается и Александр Холодов: «Возможно, число клиентов кикшеринга сначала и уменьшится. Думаю, что незначительно, потому что категорию М можно получать с 16 лет. Важно, что снизятся и убытки, которые самокатам наносят пьяные водители, не имеющие прав и не знающие ПДД. А главное, это будет безопасно для пешеходов и других водителей. Человек, зная, что он может потерять права, не будет садиться пьяным на самокат и не будет нарушать ПДД».
Пока неизвестно, когда и каким образом СИМ внесут в Правила дорожного движения. Важно, чтобы были приняты нормы, которые будут выполнимы на практике и действительно упорядочат движение электросамокатов и других электрических средств передвижения по улицам наших городов.
Андрей Сабынин