Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Театр – хоровое пение

Тверской государственный театр кукол отпраздновал свое 80-летие

09.07.2024, 11:55

Редакция «Каравана» отправилась в театр, чтобы поговорить с заслуженным артистом России Михаилом Гусевым, вся жизнь которого связана с куклами.

Для нас провели экскурсию по техническим коридорам, показав театральный архив. Актер с теплом вспоминал и рассказывал  о моментах, запечатленных на этих фотографиях, делился историями про своих коллег.

– Вы в театре с 1970 года? Каково вам было работать с  режиссером Александром Мироновичем Ильвовским?

– Очень хорошо. Человек-легенда. Когда он входил в театр, коридор озарялся солнышком. Со всеми поговорит – от вахтера до уборщицы, у всех узнает, как дела, настроение, самочувствие. Театральные дети всегда в театре, потому что, как правило, все растут за кулисами. У него в кармане для них всегда были конфеты. Он никогда не повышал голоса.  Чтобы увидеть Ильвовского ругающимся, каким-то злым, так это вообще не свойственно ему. Всегда в мягких тонах говорил, даже если он ругает, то так спокойно, и ты себя неудобно чувствуешь, если что-то серьезное происходило, конечно. Но это было крайне редко.

–  Театр – большая семья?

– Без взаимопонимания, без дружеских отношений не будет ничего. Театр – это хоровое пение: нет ансамбля –  ничего не получится.

сцена из спектакля «Хаврошечка» с участием Михаила Гусева

– Почему вы в кукольном театре, а не пошли в драму, например?

–  Это моя жизнь, я родился и вырос в театре. В детстве с мамой Ирмой Эмильевной Суни, заслуженной артисткой РСФСР,  на гастроли ездили в Питер, в здание большого театра кукол, мне даже доверили играть на бубне. Я такой был счастливый! Уже учась в начальной школе, кипел в этом котле. Знаете, как-то пришел в театр, прижился. Я называю его в хорошем смысле  болотом: если засосало, если ты прижился, то все, уже не уйти. Вспоминаются наши фестивальные гастроли в Венгрию, Испанию, Германию, Болгарию.  Уходил на пенсию, два года не работал, а потом не выдержал и вернулся, здесь и остался до конца. Актер умирает на сцене. Вся жизнь проходит здесь, домой прибегаешь переночевать, скажем так.  А как иначе, если этому посвятил жизнь.

– Бытует мнение, что театр кукол для детей. Что вы думаете об этом?

– Когда мы взрослеем, мы думаем, что театр кукол для детей. Для меня он и для взрослых. Мы ставим потрясающие спектакли. «Ночь во вселенной», например, это фантасмагорический спектакль, очень интересный. Это не только про кукол, там могут быть и предметы, и образы. Куклу нужно чувствовать. А это целый  процесс. Прежде всего, задачу перед режиссером ставят на читке:  когда обговаривается характер, возраст, главное – попасть в маску, во внешность персонажа. Например, старик говорить детским голосом не будет. И естественно, кукловождение, для актеров кукла специально делается под руку.

– У вас есть любимый спектакль?

– Вот когда задают такой вопрос, очень сложно на него ответить, потому что каждая роль, каждый персонаж как ребенок. Его тоже вынашиваешь, о нем заботишься, его лелеешь и холишь. Ну как можно сказать, что ребенок нелюбимый? Правильно говорили классики: не бывает маленьких ролей. Даже маленький эпизод всегда дорог.  Иногда актер играет несколько ролей. «10 дней, которые потрясли мир» был физически тяжелым спектаклем. У меня было 28 персонажей: приходилось быстро менять костюмы,  тени, голоса. Но справлялись, и спектакли шли на ура.

– Сейчас появляется новая школа театра, как вы считаете, театр умирает или продолжает жить?

– Нет, театр никогда не умрет. Его никогда не заменит ни телевидение, ни кино. Он будет востребованным всегда. Не зря же он с древних времен существует.

Актер театра кукол – универсальный актер. Даже в дипломах написано: «Актер театра, кино. Специализация: актер театра кукол». Так что актер может все. Синтетический такой.

Театр преображается, с каждым годом становится лучше. Планируют сделать внутренний ремонт, изменить интерьер и  поменять аппаратуру. Все, что можно увидеть в здании сегодня, – дело рук коллектива: маленькая библиотека для детей, буфет, украшения, костюмы. Все делается в стенах театра для наших зрителей.

Беседу вела Алина Калинина

фото автора и Тверского театра кукол

165 0
Читайте также:
Лента новостей