Художник Артемий Петров, член творческого объединения «Арт-содействие», за свой большой творческий путь нарисовал более 5000 картин. Сейчас он готовит свою персональную выставку «Святыни тверской земли». В воскресенье, 16 июня, ему исполнится 51 год. Накануне его дня рождения мы пришли в мастерскую художника, чтобы побеседовать с ним о жизни и творчестве.
– Артемий, вы не только художник, но и алтарник Воскресенского кафедрального собора в Твери. Как вы пришли к православной вере?
– У меня прадед отец Иоанн по материнской линии был протоиереем и многодетным отцом. Согласно преданиям семьи, которые передаются из поколения в поколение, он был добрым, но очень строгим человеком. Мой папа был увлечен Библией, ездил по монастырям, любил изучать культуру иконописи. Я с детства приобщен родителями к вере.
Мы жили в Твери, но почти все выходные в конце восьмидесятых – начале девяностых проводили в Москве, ходили по музеям, выставкам, паркам. Особенно меня вдохновляли постимпрессионисты: Мане, Гоген, московский художник Зверев. А Ван Гог, Куинджи и многие другие художники просто потрясли меня.
Вместе с папой мы также изучали иконопись. Я учился в иконописной школе при Екатерининском храме в Твери. Это была первая школа иконописи тогда еще в Калинине, которой руководил Андрей Запрудный, сын заслуженного члена Союза художников СССР Бориса Запрудного, к сожалению без вести пропавший. Я учился в этой школе два года. К сожалению, недоучился. Решил вернуться к своей живописи. Понял, что иконопись это не мое направление. Возможно, мне не хватает терпения и смирения. Писать иконы может далеко не каждый. Я выбрал путь просто живописца.
– Недавно в торгово-выставочном центре «Конаковского фаянса» у вас прошла выставка «Радость в мелочах». А сейчас готовится выставка «Святыни тверской земли». Какие картины будут на ней представлены?
– Я очень люблю рисовать храмы. В здании епархии на улице Советской в Твери, в зале, где проходят архиерейские собрания, висят две мои большие работы, посвященные Спасо-Преображенскому собору. Первая была подарена губернатору от лица Воскресенского кафедрального собора. А он передарил ее в то время нашему митрополиту Савве. В итоге картина оказалась в здании епархии. А вторая работа была торжественно подарена уже митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию.
Что касается моей персональной выставки, то уже написано 10 полотен. В планах создать еще 15 картин. На моих работах изображены Борисоглебский монастырь, Нилова пустынь, Оршинский монастырь и другие святыни. Наши корни, культура, литература, архитектура, живопись уходят глубоко в православие. Одна из задач моей выставки – познакомить зрителей с возрождающейся православной культурой. Я уверен, что через искусство человек может прийти к вере, прикоснуться к великому наследию, которое оставили нам святые отцы церкви.
– А где будет проходить выставка?
– В Воскресенском кафедральном соборе. Настоятель обители отец Агапий сказал, что под выставку будет предоставлено большое помещение.
– Артемий, а с чего начался ваш путь в искусстве?
– Мой отец коллекционировал картины художников, поэтому меня с рождения окружала красота. А сам я рисую с шести лет. Первые знания я получил в художественной студии ДК «Пролетарка». Затем я учился в детской художественной школе на улице Желябова. Я был очень увлечен живописью, рисунком, композицией, историей искусств. Затем я поступил в художественное училище имени А.Г. Венецианова, где получил специальность художника-дизайнера.
– Ваша первая персональная выставка была открыта, когда вам было всего 19 лет. Интересно, что ее организатором стал фестиваль авторского кино. Расскажите об этой истории.
– Это произошло в 1992 году. Организатором выставки был фестиваль авторского кино. Кстати, участвовал в этом многим известный журналист и экскурсовод Игорь Марченкофф. Все работы были выкуплены иностранцами.
Спустя год эти полотна были выставлены в Берлине. Содействие в этом оказали тверские художники Алексей Расев и Евгений Царев. В то время я уже окончил училище имени Венецианова.
Я потряс своих педагогов, потому что отошел от стиля, которому нас учили. Сейчас у студентов училища гораздо больше свободы. Они могут рисовать в любой технике. Раньше нужно было рисовать такие работы, которые нравились учителям.
– Раньше вы проводили мастер-классы для детей, на которых знакомили их с азами живописи. Планируете к этому вернуться?
– Да, в рамках творческого объединения «Арт-содействие» мы планируем проводить мастер-классы по живописи для детей. У нашего учредителя Игоря Брызгина большие планы.
– У вас богатая творческая биография. Говорят, вы успели поработать поваром. Это правда?
– Да, я трудился им целых 15 лет, пройдя в Москве курсы повышения квалификации. Практику я проходил в ресторане «Сантори» на улице Мясницкой на Лубянке.
– Как вы, художник, вообще оказались в поварах?
– Мой друг пригласил меня изучать искусство японской кухни. Я научился делать ролы, суши, горячие блюда японской кухни. Быть поваром – это сложная, даже конвейерная работа. Поток гостей большой, и ты готовишь постоянно и должен делать это качественно. От рутины быстро устаешь. А в творчестве у меня есть свобода, перспектива. Я могу исследовать жизнь, которая в своей сути удивительна и разнообразна.
К сожалению, к большому сожалению, многие мои друзья-художники, которые окончили художественные вузы в Москве и Санкт-Петербурге, сложили краски. Они трудятся кассирами, бухгалтерами, строителями. Это их выбор. Я с уважением отношусь к каждой профессии. Я рад, что, несмотря на трудности, не зарыл в землю дар божий и продолжаю рисовать.
При этом я не жалею о том, что не получил высшего художественного образования. Вы знали, что Ван Гог и Архип Куинджи не учились в художественных школах и вузах? Я считаю, что образование дает тебе важные основы, но дальше через практику ты должен пройти большой путь. Художник – это тот человек, который каждый день рисует. И если им движет вдохновение, то может долгое время трудиться без сна и отдыха.
Беседу вел Андрей Сабынин
фото автора