
Ситуация с автомобильным сервисом в России в целом и в Тверской области в частности с каждым годом становится все более странной. Официальные дилеры европейского и американского автопрома почти полностью ушли вместе со своими фирменными сервис-центрами. Российский автопром нишу занимать не спешит, а китайцы, напротив, радостно заходят на освободившийся рынок. При этом частники стали чувствовать себя еще более уверенно на фоне общей неразберихи, а сетевых автосервисов так и вовсе заметно прибавилось. Мы провели опрос среди наших читателей, чтобы прояснить ситуацию в Тверской области и понять, куда обращаются наши сограждане, когда их транспортное средство начинает барахлить.
Для начала стоит отметить, что автомобильные сервисы – это во многом серая зона для всех автомобилистов. В связи с отсутствием официальных сервисов и/или дороговизной оказываемых ими услуг многие начинают искать хоть что-то. Обращаются к знакомым, ищут в интернете, приезжают с вопросами самолично, и буквально в каждом автосервисе найдутся свои нюансы, многие из которых могут оказаться неприятными. Каждый автолюбитель если не лично, то через знакомых попадал в ситуации, когда очевидные и простые манипуляции с машинами оборачивались огромными тратами денег исключительно из-за недобросовестности мастеров. Редакция газеты «Караван Ярмарка» провела опрос среди своих читателей в социальных сетях, чтобы получить актуальную информацию об автомобильных сервисах в Тверской области.
На момент написания материала было опрошено 47 человек, которым были заданы следующие вопросы: каким автомобилем вы сейчас пользуетесь, как часто вы посещаете сервис, к какому сервису вы обращаетесь чаще всего и сколько в среднем тратите денег за одно посещение сервиса?
Кто ездит в сервис чаще?
Для ответа на этот вопрос следует узнать, какие автомобили пользуются большей популярностью среди опрошенных жителей. Для этого достаточно обратить внимание на данный график:

На графике отчетливо видно, что российский и китайский автопром одинаковы по популярности среди нашей аудитории, но при этом они даже в сумме находятся в меньшинстве по сравнению с другими марками автомобилей, владельцы которых занимают 61,7 % среди опрошенных.
Опрос показал также, что чаще всего на техобслуживание приезжают владельцы китайских и российских автомобилей:
- при этом каждый третий владелец китайской машины посещает сервис раз в месяц;
- владельцы российских авто также часто обращаются за ремонтом, но среди них больше тех, кто приезжает раз в несколько месяцев;
- автомобилисты, указавшие в анкете владение иномаркой (но не «китайцем»), реже нуждаются в сервисе: большинство из них приезжает раз в несколько месяцев или даже год.
В целом эти данные лишь подтверждают распространенное мнение о том, что китайские и российские автомобили требуют более частого обслуживания, что связано как с качеством сборки, так и с особенностями эксплуатации в нашем морозно-дождливом климате.
Куда предпочитают обращаться?

Частные сервисы – лидеры по популярности. Больше 50% опрошенных выбирают частные СТО. Это объясняется более низкими ценами (основная категория чеков – до 10 тысяч рублей), гибкостью решений (частники часто берутся за неофициальный ремонт и работают с автомобилями, которые более не продаются на территории РФ официально) и лояльностью клиентов (многие годами ходят к одному мастеру).
При этом официальных дилеров чаще всего выбирают владельцы машин из Китая, 70% которых, согласно опросу, посещают сервис-центры официальных дилеров. Среди возможных причин могут быть как гарантийные обязательства (многие новые китайские авто требуют обслуживания только у дилера), так и более дешевые оригинальные детали от производителя.
Также наш опрос показал, что у сетевых сервисов на удивление самые высокие чеки: 43% клиентов тратят от 30 тысяч рублей за визит. Вероятно, сюда обращаются за сложным ремонтом или диагностикой, которую не делают в частных сервисах, что и повлияло на статистические данные.
Сколько в среднем тратят автовладельцы?
Опрос показал, что большая часть автовладельцев посещает сервис примерно раз в месяц, тратя при этом в районе 10 тысяч рублей – это самая распространенная сумма среди посетителей частных сервисов (65%). От 10 до 30 тысяч рублей – это средний чек для официальных дилеров (52%) и сетевых сервисов (46%), в то время как более крупные суммы тратятся лишь в исключительных случаях. Здесь же, на наш взгляд, кроется и главный ответ на вопрос, почему частники так популярны. Цена – вот главный аргумент. А для снижения цены в частном сервисе можно и с мастером договориться, и поставить неоригинальную деталь, и модифицировать автомобиль на свой вкус, в том числе и для экономии. Данная статистика показывает, что даже появление официальных дилеров китайского автопрома в Тверской области никак не смогло повлиять на доминацию частного сектора.
В целом же авторынок Тверской области представляет собой типичную для России картину. Большинство водителей предпочитают недорогие частные сервисы, а дилеры и сети работают только с лояльной или привязанной гарантией аудиторией. При этом китайские марки формируют новый тренд. Их владельцы чаще обращаются к официальным сервисам, но со временем (когда гарантия уже перестанет действовать) могут перейти в частный сектор, как это уже сделали владельцы российских авто. Будущее регионального автосервиса – за независимыми СТО, но при условии, что они смогут предложить качество, сопоставимое с дилерами. Если же частники не справятся, у сетевых игроков появится шанс захватить рынок.
А что касается серой зоны, то помимо данного опроса, газета «Караван Ярмарка» также планирует продолжать изучать эту тему и предлагает всем, кто желает рассказать о собственном автосервисе обратиться в редакцию для того, чтобы поделиться своими знаниями об авторынке и получить площадку для расширения своей клиентской базы.
Дмитрий Красных