Связность российского пространства – одна из важных государственных задач. При низкой плотности населения люди должны иметь возможность быстро перемещаться туда, где есть работа. Из Тверской области мобильность перевозок обеспечится прежде всего в Москву.
Как это отразится на кадровом ресурсе для тверских предприятий, пока предсказать сложно. Вдруг все потенциальные работники уедут работать в Москву? Но вероятен и обратный процесс: скорость «подскока» даст возможность развивать производство не только в ближайших к Москве районах, но и в дальнем Подмосковье, в которое уверенно входит Тверская область.
В середине февраля были обнародованы планы развития транспортной инфраструктуры Центральной России, которые, если будут реализованы, позволят ездить из Твери в Москву почти как на метро.
К 2030 году планируется в несколько раз сократить интервалы движения пригородных поездов между столицей и крупными городами страны, такими как Калуга, Тула, Рязань, Тверь, Владимир и другие. В часы пик поезда будут ходить каждые 20–30 минут.
Центральный транспортный узел (ЦТУ) объединяет столицу с другими городами страны железнодорожным транспортом, который в будущем станет быстрее, надежнее и современнее. В состав узла входит 11 регионов – это Москва, Московская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Калужская и Костромская области.
Разработана федеральная программа развития Центрального транспортного узла. Если ее примет и утвердит правительство России, то она будет реализована совместно с правительством Москвы и ОАО «Российские железные дороги». Первым этапом стал запуск наземного метро – Московских центральных диаметров (МЦД).
Первые линии Московских центральных диаметров – МЦД-1 и МЦД-2 открыли в ноябре 2019 года. Ежедневно комфортные поезда перевозят по ним в среднем 620 тысяч пассажиров. МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал подмосковные города Одинцово и Лобню. С открытием движения поездов транспортная доступность улучшилась для жителей 20 районов Москвы. МЦД-2 «Курско-Рижский» от Нахабина до Подольска упростил поездки для жителей почти 30 районов.
В конце августа этого года было открыто движение поездов по третьему Московскому центральному диаметру – «Ленинградско-Казанскому», соединившему Зеленоград с подмосковным Раменским. Для жителей Твери это актуальный маршрут, который позволяет сократить время в пути, пересев на станции Крюково на это наземное метро. Кстати, по кольцевым диаметрам ходят скоростные поезда «Иволга», изготовленные на Тверском вагоностроительном заводе.
Общая протяженность нового диаметра составляет 85 километров. Сегодня на ней работают 38 станций, позже откроется еще три – «Малино», «Рижская» и «Митьково».
На МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» движение поездов открыли 9 сентября 2023 года. Новая линия связала Апрелевку с микрорайоном Железнодорожным в Балашихе. Сейчас на четвертом диаметре 36 станций, в будущем откроют еще две – «Беговую» и «Рижскую». Длина четвертого диаметра составляет 86 километров. Сейчас это самая протяженная линия наземного метро.
Будет создан и пятый диаметр – «Ярославско-Павелецкий». Это масштабный проект, который планируется реализовывать поэтапно. МЦД-5 свяжет подмосковные города Пушкино, Щелково и Домодедово. Его протяженность составит около 89 километров, в него войдет 39 станций. Для реализации проекта потребуется соединить Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги, которые сейчас являются разрозненными. Эту задачу планируется решить с помощью строительства тоннеля под центром Москвы. Предполагается, что подземный участок пройдет под Рижским вокзалом, сталинской высоткой около станции метро «Красные Ворота», парком «Зарядье» и Павелецким вокзалом. Тоннель свяжут со станциями Московского метрополитена. Новый диаметральный маршрут может стать самым востребованным у москвичей и жителей Московской области.
Следующий этап развития ЦТУ – это улучшение железнодорожного сообщения между Москвой и областными центрами ближайших субъектов Российской Федерации. К 2030 году планируется существенно сократить интервалы движения пригородных поездов и обновить подвижной состав. Сейчас жителям таких городов, как Калуга, Тула, Рязань, Тверь, Владимир, приходится ждать пригородного электропоезда от 45 минут до 3 часов.
Через семь лет между столицей и областными центрами железнодорожное движение станет более интенсивным. Предполагается, что пригородные поезда в часы пик будут ходить каждые 20–30 минут. По прогнозам экспертов, время ожидания поезда на вокзалах в региональных центрах ЦТУ сократится в шесть раз.
В регионах, которые соединяет ЦТУ, проживает более 31 миллиона человек. Планируется, что к 2030 году, когда узел будет полностью готов, транспортное сообщение может улучшиться почти для четверти населения страны.
Мария Орлова