Столичные диаметры дотянут до Твери

На смену «Ласточкам» прилетят «Финисты»

26.12.2023, 22:07
фото: vk.comozd_official

Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал продлить сеть центральных диаметров до Твери, Тулы и Калуги. Так может начаться новая транспортная революция. Предыдущая стартовала в конце 2015 года, когда между Тверью и Москвой полетели первые «Ласточки».

На прошлой неделе Сергей Собянин, выступая перед Мосгордумой с отчетом о работе правительства Москвы, заявил, что Московские центральные диаметры будут продлены до Твери, Тулы и Калуги.

«Сеть МЦД будет продлена в регионы. Поезда наземного метро свяжут Москву с Тверью, Калугой, Тулой и другими крупнейшими городами Центральной России», – сказал мэр Москвы.

Существует перспективный план развития Московских центральных диаметров до 2030 года. Согласно нему их продлят до Калязина, Ржева, Костромы, Рязани, Иванова и Новомосковска.

Общая протяженность уже действующих диаметров составляет более 170 километров. На них оборудовано 80 станций, 32 из них являются пересадочными узлами на другие виды рельсового транспорта, в первую очередь метро.

«Караван» писал, что МЦД-3 (Крюково – Ипподром) был открыт 17 августа. Поезда курсируют с 5:30 до 1:00, в часы пик они ездят каждые 5–6 минут. Пассажиров перевозят 122 поезда «Иволга» и «Иволга 3.0» (собираются на Тверском вагоностроительном заводе), «Ласточка» и ЭП2Д. Подвижной состав диаметра является самым молодым в Европе.

Теперь жители Твери и области могут делать пересадку на МДЦ-3 в Крюкове, чтобы экономить время и деньги. Проезд в зоне «Пригород» до Москвы стоит всего 65 рублей по карте «Тройка» (или 90 рублей при оплате банковской картой) с бесплатной пересадкой на метро в течение 90 минут с момента начала поездки. За билет на «Ласточку» от станции Крюково до Ленинградского вокзала вы заплатите уже 275 рублей, а за обычную электричку – 165 целковых. Напомним, что проезд на «Ласточке» из Твери до Москвы недавно подорожал до 715 рублей. Поездка на простой электричке обойдется в 538 рублей. В ближайшие годы планируется расширить линию МЦД-3 до Клина, и тогда поездка из Твери в Москву станет еще дешевле.

Как «Сапсаны» и «Ласточки» заменили простые электрички

«Ласточка» и простая электричка – почувствуйте разницу

17 декабря 2009 года первый «Сапсан» пролетел из Москвы в Санкт-Петербург. В то время губернатором Тверской области был Дмитрий Зеленин. Перед запуском скоростного поезда компания «РЖД» провела капитальную реконструкцию и модернизацию железной дороги между двумя столицами. Была внедрена современная система контроля за состоянием дорожного полотна.

Жизнь простых людей изменил запуск поездов «Ласточка», который произошел 1 октября 2015 года при губернаторе Андрее Шевелеве. За восемь лет эти поезда перевезли свыше 140 млн пассажиров и более чем на 60% заменили обычные электропоезда. «Ласточки» оборудованы мягкими сиденьями с откидными столиками, системой климат-контроля и обеззараживания воздуха, улучшенной шумоизоляцией вагонов, розетками для зарядки гаджетов. По последним данным, в России в разных регионах курсирует 264 «Ласточки».

Кстати, 2015 год запомнился не только запуском «Ласточек». В феврале произошла массовая отмена электричек в Тверской области и других регионах России. Московско-Тверская пригородная пассажирская компания и другие перевозчики заявили, что регионы выделяют недостаточно средств на компенсацию выпадающих расходов. В связи с этим было отменено более 300 рейсов по всей стране.

«Перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», – на совещании с правительством тогда заявил президент РФ Владимир Путин.

Часть рейсов все-таки восстановили, но, увы, не в полном объеме. Затем были запущены «Ласточки», которые принесли железнодорожникам дополнительные доходы. Зато от реформы проиграли жители населенных пунктов, расположенных вдоль Октябрьской железной дороги. Раньше они могли легко добраться до Твери или Москвы, чтобы попасть на работу или учебу. А с 2015 года транспортная ситуация для них значительно ухудшилась, ведь скоростные «Ласточки» останавливаются далеко не на каждой станции.

Ушли электрички – ушла эпоха

 

сегодня электрички курсируют пустыми

Поездка на простых электричках до 2015 года из Твери в Москву была настоящим приключением и испытанием. Поезд ехал 2,5–3 часа и, как правило, был битком набит людьми. По вагонам ходили музыканты, продавцы книг и разной мелочевки. Покупателям рассказывали, что эти уникальные вещи якобы разработаны на секретных заводах страны и доступны к покупке только в электричках.

Была своя потешная культура бегства от контролеров. Бегали целыми толпами. Контролеры применяли разные способы поймать зайцев, например взять их в кольцо: проверяющие шли друг другу навстречу с разных концов поезда. Перед зайцами стояла трудная задача – на нескольких остановках обежать сначала одну, а потом другую группу контролеров.

Безусловно, электрички были неудобным видом транспорта. Перечислим самые очевидные минусы: лавки вместо сидений, жара летом и холод зимой, долгая дорога до Москвы, отсутствие туалетов.

Я недавно прокатился из Твери до станции Крюково на обычной электричке. Сейчас они ходят от пяти до семи раз в день. Было очень немноголюдно. Больше никаких певцов, продавцов и даже контролеров. Кстати, в Подмосковье электрички давно заменили поездами комфорт-класса, там со всеми остановками курсируют «Ласточки». Недавно такие комфортные поезда запустили на маршруте Москва – Конаково. Планировалось, что все электрички заменят «Ласточками», но процессу сначала помешала пандемия, а потом и международные санкции (эти поезда производства немецкого концерна Siemens).

Скидка на проезд снова исчезнет?

Долгие годы у школьников и студентов не было 50%-й скидки на проезд в электропоездах из Твери до Москвы. Зато скидку можно получить при оформлении билета из столицы. Дело в том, что МТППК и правительство Тверской области не могло договориться о сумме компенсации выпадающих доходов. Льгота была наконец-то возвращена с 1 сентября 2023 года. Ветераны труда России и Тверской области, труженики тыла и пострадавшие от политических репрессий тоже могут рассчитывать на проезд со скидкой 50%. А вот пенсионеры Москвы и Подмосковья по социальной карте москвича могут ездить на «Ласточках» и простых электричках вообще бесплатно. Вот такое неравенство.

Есть опасение, что и существующие в Тверской области льготы скоро исчезнут. По данным на 1 октября 2023 года, правительство нашего региона так и не заключило соглашение с МТППК, хотя на компенсацию выпадающих расходов в бюджете на 2023 год заложено 69,7 млн рублей. Пока железнодорожники этих денег не получили. Отметим, что в проекте бюджета на 2024 год заложена компенсация на 100 млн рублей.

Когда полетит «Финист»

электропоезд «Финикс»

Компания Siemens, которая производила и обслуживала «Сапсаны» и «Ласточки», ушла из России. В ОАО «РЖД» заявили, что в России создан свой комфортный поезд ЭС104, который разработала компания «Синара – Транспортные машины». Поезд, который, как заявляют, собран полностью из отечественных комплектующих, прошел проверку межведомственной комиссии, которая выдала новинке сертификат соответствия требованиям технического задания. Путем народного голосования ему выбрали имя «Финист». До конца 2023 года «РЖД» получит 12 поездов, которые будут курсировать на пригородных направлениях Урала, поближе к заводу-производителю.

В Сети есть первые фото «Финиста», сделанные во время испытаний. Удивляет его «лицо». Оно выглядит угловатым, несовременным. Отдаленно напоминает компьютерную игру тетрис или кубики из лего. Зато салон выглядит просторным и уютным, как в «Ласточке».

Известно, что с 22 декабря по 8 января «РЖД» назначила более 1300 дополнительных поездов пригородного и дальнего следования, чтобы перевезти всех желающих пассажиров в новогодние каникулы.

 

Андрей Сабынин

фото: архив «Каравана», департамент транспорта Москвы, vk.com/train_lastochka, Андрей Сабынин. МТППК, ulkm.ru

199 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх