Как известно, главное в жизни – это здоровье, которое нужно беречь смолоду. Занятия физкультурой в школе – это как раз про укрепление здоровья молодежи. Тем печальнее, что уроки физкультуры, наоборот, отбивают у школьников желание ею заниматься. Мы выделили несколько причин, почему так происходит.
Плохие условия в школах
Часто в школе на уроке физкультуры занимаются сразу несколько классов. Сегодня количество учеников в одном классе примерно 30 человек или даже больше, несмотря на приказ Минпросвещения, согласно которому в одном классе не должно быть больше 25 человек. Зимой в школьных спортзалах собирается целая толпа учеников из нескольких классов, что пагубно влияет на эпидемиологическую обстановку в школе. В раздевалках ситуация еще хуже. В школах нет индивидуальных шкафчиков для хранения одежды – ученики довольствуются крючками в раздевалках.
Однако тесные залы и раздевалки – это полбеды. Главная проблема – это отсутствие спортивного инвентаря, будь то мячи или, например, лыжи. Регулярно со всех уголков России поступают сообщения о том, что в очередную школу закуплено новое спортивное оборудование, хотя хвалиться, что, мол, мы завезли в школу новую партию лыжных палок, все равно что хвалиться поступлением школьных учебников по русскому языку.
Если говорить о занятиях на улице, то, конечно, и тут не все гладко – хотелось бы видеть прорезиненные дорожки, по которым можно бегать, спортивные снаряды, на которых можно заниматься, баскетбольные кольца, в которые можно кидать мяч, и прочее. Но в реальности мы имеем открытые футбольные коробки, куда могут зайти все желающие, советские (потому надежные, но все же устаревшие) турники, змейки и потихоньку прорастающие асфальтовые дорожки.
Недостаток квалифицированных учителей
Здесь все просто: профессия учителя физкультуры непрестижная и невысокооплачиваемая. По данным одной из платформ по поиску работы, средняя зарплата школьного учителя физкультуры в России составляет 25 тысяч 956 рублей, в Тверской области – ровно 25 тысяч. В то же время зарплата учителя математики в среднем по стране – около 36 тысяч рублей, а учителя русского языка – 32 тысячи. Понятное дело, что цифры примерные и будут отличаться в зависимости от источника информации, но тенденция одна: труд учителей физкультуры оценивается ниже, чем преподавателей других дисциплин. Выпускники спортфака ТвГУ идут работать фитнес-тренерами, а не учителями физкультуры.
Российские учителя физкультуры за долгие годы деятельности сформировали в умах населения весьма противоречивый образ. Каждый ведь может рассказать историю о том, как однажды после разминки физрук кинул мяч на центр поля и, сказав: «Играйте», куда-то исчез. Или как кто-то из одноклассников получил липовое освобождение до конца года, потом кинул физруку списанные с интернета доклады, а тот, не задумываясь, поставил ему пять. Некоторые могут рассказать и как физрук, наоборот, отказывался верить в то, что ученик заболел, и заставлял того бегать кросс вокруг школы.
Здесь же вскрывается проблема отсутствия индивидуального подхода. Это уже камень в огород Минпросвещения. Все ученики, независимо от своих физических данных, должны сдавать одинаковые нормативы. К чему это приводит, вы и сами знаете: от природы сильные, ловкие ученики без проблем получают пятерки, а у менее подвижных и спортивных детей усугубляются проблемы с самооценкой.
В общем, системе образования еще далеко до оптимального состояния. Так же как и многим учителям физкультуры еще расти и расти до настоящих педагогов. Но как заставить себя развиваться, если твоя зарплата немногим выше реального прожиточного минимума? Только по мощному внутреннему позыву, который встречается не так часто и, как правило, складывается из множества факторов.
Наплевательское отношение к физкультуре
Известно, что величайшее изобретение человечества – это смартфон. До его изобретения люди хотели покорить Марс или побить мировые спортивные рекорды, а после уже ничего не хотят, потому что все что нужно и так находится под рукой. Вот и некоторые школьники, которым родители подарили смартфоны, плевать хотели и на физкультуру, и на уроки в целом.
Здесь стоит добавить и несерьезное отношение других учителей к физкультуре. Нередки случаи, когда вместо физкультуры классные руководители отправляют своих учеников на какие-нибудь репетиции, олимпиады, походы в музеи и т.д. «А с физруком я договорюсь», – добавляют они. Попробовали бы они договориться с учителями математики, химии или географии. С физруками договориться легче, потому что физкультура многими воспринимается как вспомогательный предмет, который в старших классах уходит даже не на второй план, а на третий-пятый-десятый и так далее, чтобы сосредоточиться на подготовке к экзаменам.
Ну а вместе с физкультурой на третий-пятый-десятый план отходит и забота о своем здоровье. Так что нет ничего удивительного, что уже к 30 годам, а то и раньше у людей проявляются болячки, а выполнение простейших физических упражнений становится непосильной задачей. Тот, кто в школе не занимался физкультурой бесплатно, потом будет платить за походы в спортзал и переплачивать за лекарства.
Кирилл Салимов
А то, что ежегодно 270-300 учеников погибают на этих уроках? Это известная статистика. Страшные цифры. Это дети, которые не имеют освобождения от физкультуры и считаются вполне здоровыми. А могли бы жить!