Что скрывают тверские архивы?

17.11.2015, 14:05

Лучшие проекты закрыты, люди тонут в бумажной работе

О проблемах архивного отдела Тверской области рассказывает Андрей Луговкин, главный архивист Тверского центра документации новейшей истории

 

РАНЬШЕ ЭТО БЫЛ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

 

В 90-е гг. прошлого века архивный отдел администрации Тверской области, возглавляемый Марком Александровичем Ильиным, был не только инициативным и компетентным руководящим органом архивной службы области, но и культурным центром (науки и образования) региона, центром притяжения историков и краеведов, вообще креативных людей из гуманитарной сферы знания. В те годы под эгидой архивного отдела была создана первая тверская энциклопедия – энциклопедический справочник «Тверская область», издавались сборники документов «Архив – школе» («Тверской край в XX веке»), выходили другие книги, проходили значимые научные конференции…

В архивной сфере проводилась перестройка архивов области в соответствии с требованиями новой эпохи, в состав государственной архивной службы России вошел бывший областной партийный архив – «Тверской центр документации новейшей истории» (ТЦДНИ), развернувший активную работу во всех сферах архивной деятельности (прием документов, создание справочного аппарата, публикации…).

Ильин смотрел вперед: был подготовлен проект и принято постановление губернатора о строительстве пристройки к ТЦДНИ, это было перспективное решение проблемы нехватки архивных площадей.

Конечно, и тогда не все удавалось. Областные и городские власти не смогли договориться о создании архива документов по личному составу, в отличие от ряда областных центров, где такие архивы были образованы. Этим была заложена мина замедленного действия под тверские архивы.

После смерти Марка Александровича в 1999 г. руководители архивного отдела, публично восхваляя его, все последующие годы делали почти все, чтобы уничтожить проекты, которые он не успел довести до конца.

 

ДОКУМЕНТЫ НЕКУДА КЛАСТЬ, ЛЮДЯМ НЕКОГДА РАБОТАТЬ

 

Пристройка к архиву была похоронена на уровне проекта, поскольку не добивались финансирования постановления о строительстве. Много было разговоров о получении какого-либо здания, чтобы приспособить его под архивохранилище, но практически с нулевым результатом (если не считать подвала, с условиями, малопригодными для хранения документов). Так как ТЦДНИ все эти годы принимал документы от предприятий и организаций банкротов, от сверхперегруженного Государственного архива Тверской области и т. д., сейчас его хранилища уже забили под завязку (свыше 1 миллиона единиц хранения при плановой вместимости в 1 миллион). Документы уплотнили уже до того, что из коробки подчас уже нельзя вытащить дело (сотрудники вытряхивают все дела из коробки на пол, чтобы достать нужное дело).

Документы также поместили в подвал здания, где не соблюдается температурно-влажностный режим хранения. А ведь ТЦДНИ продолжает еще и обязательный прием документов – от органов власти и управления и др. Видимо, архивное руководство надеется, что при их правлении момент, когда забьем все углы и принимать документы будет некуда, не наступит.

Массовый прием документов по личному составу от предприятий-банкротов (около 200 тыс. дел) породил и другую проблему: за 15 лет объем запросов социально-правового характера (о ста-же работы, зарплате, награждении) от людей, выходящих на пенсию, вырос в 10 или 15 раз. Последние годы это 5 тыс. запросов в год, в 2014 г. – 10 тыс. А штаты архива почти не выросли. Со временем на справочную работу мобилизовали всех, кого можно и нельзя, сведя к минимуму другие необходимые направления архивной работы (подготовка справочного аппарата и организация использования документов, прием документов личного происхождения и др.), то и дело случались авралы.

Несмотря на добросовестную работу сотрудников архива, не удается справиться с возрастающим объемом справочной работы: сроки ответа на социально-правовой запрос остаются около 3 месяцев, летом 2014 г. достигают 5 месяцев. Директора ТЦДНИ не раз обращались в архивный отдел, готовили обоснования увеличения штатных единиц для выхода из коллапса в справочной работе. Архивный отдел Тверской области не сделал ничего, чтобы добиться увеличения финансирования и увеличить штат архива.

Позиция архивного отдела: пусть сотрудники архива сами как-то справляются с проблемами. Чтобы помочь им в этом, в октябре 2014 г. архивный отдел ввел новые, по многим позициям необоснованно завышенные нормы работы. В 2015 г. своим приказом вдвое увеличил норму подготовки запросов социально-правового характера (с 3 до 6 справок в день).

Специалисты пишут о необходимости технического, психофизиологического, социального и экономического обоснования норм труда. Нормы труда, установленные с учетом технических, технологических и организационных возможностей производства, называются технически обоснованными. Психофизиологическое обоснование норм труда предполагает…Стоп! Нет в данном случае никакого обоснования.

Сотрудники сектора справочной работы ГКУ ТЦДНИ обратились в архивный отдел с просьбой объяснить изменение нормы времени, сделанное без обоснования и увеличения зарплаты, отметив, что приказ архивного отдела не соответствует ни регламенту архива «Исполнение запросов социально-правового характера», ни отраслевым нормам времени. Какое обоснование приводит начальник архивного отдела Д.А. Ефремов в своем ответе? Необходимо соблюдать установленный федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 тридцатидневный срок рассмотрения обращений граждан. Выходит, архивисты должны работать вдвое больше (кстати, и это не поможет архиву выйти на месячный срок исполнения запросов), а если запросов станет еще больше, то, может быть, и в обед, в выходные (когда еще?) и за все ту же мизерную зарплату (у части сотрудников она ниже прожиточного минимума)?! Как будто не существует другого, реального и цивилизованного способа решения проблемы. Нет денег? А архивный отдел пытался добиться дополнительного финансирования на указанные цели за все прошедшие годы?

 

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО ЗАДУШИЛИ

 

Аналогичные процессы и результаты в сфере творческой. Уже первая из наследников Ильина, занявшая кресло руководителя архивного отдела Л.М. Сорина втихую задушила серию «Архив – школе», сначала прекратив ее финансирование, а затем дав устное указание директору ТЦДНИ прекратить работу над очередным выпуском серии.

Редколлегия «Энциклопедического словаря Тверской области» подготовила к изданию 2-й том, начатый при М.А. Ильине. На совещании при одном из руководителей областной администрации, созванным для решения вопроса об издании 2-го тома, руководитель архивного отдела высказалась против внеочередного финансирования Тверской энциклопедии. В результате 2-й том энциклопедического словаря, в который была вложена огромная работа тверских ученых, работников культуры, краеведов, не вышел из печати и остался в роли артефакта в виде мультимедийного диска.

Жаль, нет нового Гомера, который воспел бы, как на смену диадохам (после ухода Л.М. Сориной) к руководству архивной службой Тверской области пришли эпигоны. Начальник архивного отдела Тверской области Д.А. Ефремов и его заместитель О.Г. Леонтьева прикрыли даже подготовленный к изданию путеводитель (полный справочник) по фондам ГКУ ТЦДНИ. Не только дешевле, но и эффективнее сделать путеводитель в электронном варианте, – так можно кратко изложить рациональную часть аргументации Д.А. Ефремова. Чего стоит эта аргументация (не говоря о сомнительности противопоставления печатного издания и виртуального), можно понять, заглянув в план работы ГКУ ТЦДНИ на 2015 г. В плане нет и упоминания о подготовке электронного варианта путеводителя (да ведь программное обеспечение тоже недешево стоит). Слова, слова…

А что стоит за этим и другой деятельностью (бездеятельностью) нынешних руководителей архивного отдела? Можно предположить, что это желание «не высовываться», не «грузить» вышестоящее начальство архивными проблемами, просьбами (а не имея авторитета, можно только просить) дополнительного финансирования. Главное для них, видимо, это сохранить свои кресла с высокой зарплатой. Простите за реминисценции, но это похоже на настроения времен Людовика XV – «После нас хоть потоп». Создается впечатление, что они лишь имитируют бурную деятельность, мелочно вмешиваясь в работу двух подчиненных им архивов, в которых есть свое руководство.

После переподчинения архивного дела Министерству культуры РФ в ряде областей (включая Тверскую) сохранилось обособленное, параллельное управление областными архивами. Недавно в Калужской области ликвидировали управление по делам архивов области, видимо, для экономии денежных средств. Стоит задуматься?

Андрей ЛУГОВКИН, главный архивист ГКУ ТЦДНИ

23 0
Лента новостей
Прокрутить вверх