Обман чистой воды

01.12.2015, 12:34

Модернизация «ТверьВодоканала» – это коррупционная схема?

«Караван+Я» уже писал об инвестиционной программе «Тверь Водоканала» по глобальной модернизации систем водоснабжения Твери. Деньги на нее 8 лет собирали в том числе с жителей в виде надбавки к тарифу. В 2015 году программа завершена, но никто так и не знает, что было сделано на наши деньги. В редакцию обратился эксперт Общественной палаты Твери Юрий Пушкарев, который уверен: реализация программы скорее напоминает коррупционную схему, и без экспертизы здесь не обойтись. Мы приводим в сокращенном виде позицию эксперта.

 

ФИНАНСОВОЕ ЯРМО ПЕРЕЛОЖИЛИ НА ЖИТЕЛЕЙ

 

В 2007 году Тверская городская дума утвердила инвестиционную программу «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения Твери, которая должна была продлиться с 2008 по 2015 год. Финансирование предполагалось из трех источников:

– за счет бюджетных средств;

– платы за подключение новых объектов к системам водоснабжения и водоотведения, оплачиваемую застройщиками;

– за счет надбавки к тарифу, которую оплачивают потребители.

Предусматривалось, что деньги горожан и застройщиков должны идти на модернизацию старых и строительство новых, но только внутригородских сетей, а также на улучшение качества воды и решения задач ресурсо-энергосбережения.

 Для обсуждения программы были проведены общественные слушания, и тверитяне программу поддержали.

Однако в 2011 году, без всяких обсуждений с жителями и депутатами, в инвестиционную программу были внесены серьезные изменения. Как итог – планируемые потребности в финансировании увеличились более чем в 2 раза! При этом основная нагрузка была перенесена на потребителей – с этого года они должны были платить и за те объекты, которые раньше планировалось финансировать из бюджета. Например, на жителей переложили дополнительно обязанность по финансированию Тьминского водозабора в объеме почти 900 млн рублей. Причем на какие конкретно мероприятия пойдут деньги, не указано, т.е. заложен принцип: за что захочу – за то и заплачу.

Все это очень похоже на коррупционную схему, когда в начале предлагается населению один вариант программы и жители его поддерживают, а потом эта программа коренным образом меняется, главным образом в части финансирования. При этом авторы изменений по-прежнему прикрываются «поддержкой» населения.

 

ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНА ВСЕГО НА 19%

 

В 2015 году инвестиционная программа «Тверь Водоканала» подходит к концу. Поэтому в Общественной палате Твери было инициировано проведение общественной экспертизы и публичных слушаний по исполнению программы, а 2 ноября прошло заседание по этому вопросу. На нем выступили: председатель комиссии Общественной палаты по развитию города, городскому хозяйству и экологической безопасности Николай Куликов, гендиректор ООО «Тверь Водоканал» Дмитрий Капустин, представители администрации города Твери Наталья Савченко и Юрий Толстых, а также депутат ТГД, председатель постоянного комитета по ЖКХ и жилищной политике Алексей Арсеньев. Но информация, которую они доносили до присутствующих, была, на мой взгляд, недостоверной, искаженной.

Например, господа Капустин и Куликов говорили о тридцатипроцентном исполнении программы. Но уважаемые господа! Даже в паспорте программы в редакции 2011 года обозначены финансовые потребности в объеме 5.220 млн рублей, хотя по тексту программы составляют более 6 миллиардов рублей. Нетрудно посчитать, что реализация программы за 8 лет составит менее 19%, т.к. оба оратора говорили, что реализована программа в объеме примерно 900 млн рублей.

Самое интересное, что по регламенту заседания Общественной палаты нельзя было задавать вопросы выступающим, а их было много, например:

– Какую цель преследовала администрация города Твери и депутаты ТГД, когда принимали решение о внесении изменений в 2011 и 2012 годах с немыслимым финансированием за счет муниципального бюджета и потребителей?

(Для справки: по инвестиционной программе в редакции 2007 года предусмотрено было финансирование: за счет муниципального бюджета в объеме 227 млн рублей, а за счет надбавки к тарифу в объеме 592 млн рублей. В результате изменений в 2011 году финансирование за счет бюджета увеличено до 1452 млн рублей, а за счет потребителей – до 2482 млн рублей.)

– Потребители города 8 лет исправно оплачивали в составе тарифа инвестиционную надбавку (уровень собираемости платежей составляет 94 %), поэтому они вправе знать, что в конечном счете они получили?

О целевых показателях, которые обозначены в инвестиционной программе и должны были быть достигнуты к 2016 году, никто даже не вспоминал.

Эти вопросы, да и другие, до сих пор остаются без ответа.

 

ПОРА ДЕЛАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

 

И вот такие результаты деятельности «Тверь Водоканала» ораторы, а затем и все члены Общественной палаты посчитали хорошими и решили, что «предприятие движется в правильном направлении», а значит, проводить экспертизу инвестиционной программы «Тверь Водоканала» за 2008 – 2015 годы не надо.

Между тем серьезным основанием для проведения экспертизы инвестпрограммы является и манипулирование тарифами. Если до 2013 года в приказах РЭК указывалась величина устанавливаемого тарифа на соответствующий год и в том числе размер инвестиционной надбавки, то с 2014 года ее уже не указывают, хотя она, по утверждению «Тверь Водоканала», в 2014 году составляла 1,25 руб./м3, а в 2015 году целых 6 копеек.

В результате таких решений РЭК Тверской области из финансирования инвестиционных проектов на модернизацию и строительство внутригородских сетей в сфере только водоснабжения выведено в 2014 году 67,230 млн рублей, а в 2015 году – 115,425 млн рублей, всего – 182,655 млн рублей. Но зато в 2015 году «Тверь Водоканал» фактически получил рост тарифа по питьевой воде более 34%, что противоречит решениям федеральных органов власти о предельном росте тарифов на ЖКХ. Аналогичная картина и в сфере водоотведения. Так сколько всего средств недополучил город на финансирование инвестиционной программы?

Разве это не основания для экспертизы?

Если в вопросах реализации инвестиционной программы «все хорошо», то администрация Твери и Общественная палата ставят забор общественному контролю?

 Для меня сейчас очень важно добиться, чтобы органы власти Твери и Тверской области не препятствовали, а общественность, руководствуясь положениями ФЗ от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», поддержала проведение экспертизы исполнения инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» за 2008 – 2015 годы и публичных слушаний по результатам экспертизы.

Горожане не должны жить в условиях тотального обмана!

P.S. «Караван+Я» просит органы власти Тверской области и Твери, общественные организации города рассматривать эту статью как официальное обращение.

Подготовила Екатерина СМИРНОВА

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх