«Хоспис – это дом, а не больница»

19.01.2016, 12:02

Тверская область на последнем месте по уровню паллиативной помощи

 

17 января в библиотеке Герцена прошла лекция о хосписах и их роли в развитии регионов. Спикером выступила Елена Введенская – член президиума правления Российской ассоциации паллиативной медицины, организатор первого хосписа для онкобольных в Нижнем Новгороде. Она приехала по приглашению протоиерея Александра Шабанова, основателя тверского хосписа «Анастасия». В нашем регионе проблема ухода за неизлечимо больными стоит особенно остро. «Караван» публикует основные тезисы выступления

 

«БЕЗ КЛЕЕНОК И КАЗЕННЫХ НАВОЛОЧЕК»

Елена Введенская

Основатель хосписного движения в Европе Элизабет Кюблер-Росс писала: «Никогда и никого нельзя относить к так называемой «растительной» категории, даже если человек не реагирует на внешние стимулы – он все равно нуждается в надежде».

Подарить надежду, обеспечить комфортные условия перехода в иную жизнь – это и есть главная цель любого хосписа. Чем эта цель достигается? Прежде всего – внешним видом здания и его внутренней обстановкой. Хоспис – это не столько больница, сколько дом. Каждая палата или, вернее, комната в нем обустроена по вкусу и желанию пациента, украшена его личными вещами – картинами, книгами. Постельное белье всегда цветное без каких-либо клеенок и казенных наволочек, на полах – ковры, рядом с кроватью – кресла для гостей, лечащего врача и для самого пациента, на тот случай, если ему захочется сменить положение.

И главное, общение с пациентом не ограничено. Близкие могут посещать его и помогать персоналу ухаживать за ним в любое время суток.


Нахождение больного в хосписе временное – обычно оно не превышает одного месяца. Пациенты поступают туда по направлению лечащего врача-терапевта при обнаружении у них 4-й стадии онкологии или соматической болезни (легочной, сосудистой недостаточности и т.п.). Отказ терапевта от амбулаторного режима в пользу хосписа, как правило, обусловливается двумя причинами – невозможностью близких ухаживать за больным или их отсутствием. За месяц больной может быть выписан из хосписа, если найдется альтернативное место пребывания или эффективный метод лечения.


Хосписы открываются и существуют благодаря пожертвованиям населения, благотворительным акциям и, в большей мере, благодаря государственному обеспечению.

Так, в России до 2020 года действует госпрограмма по здравоохранению, включающая в себя подпункт «Развитие паллиативной помощи», которая обязуется выделять деньги на развитие региональных хосписных систем. Подразумевается, что на 100 тысяч взрослого населения области должно приходиться по 10 коек сестринского ухода, на миллион человек, соответственно, должно быть 100 коек и т.д. Эти 100 коек составят так называемое отделение паллиативной помощи: с соответствующими медицинскими кадрами, оборудованием, процедурами, лекарствами, а также выездной службой и кабинетами паллиативной медицины в ЦРБ.

 

«ВЕСЬ ХОСПИС – 20 КОЕК В ПОСЕЛКЕ ОРША»

Александр Шибанов

По итогам лекции стало ясно, что «паллиативная картина» Тверского региона совершенно безрадостная. Мы снова оказались на последнем месте.

– По сравнению с соседями – Псковом, Смоленском, Рязанью, Тулой, Самарой – в Тверской области паллиативная медицина находится практически на нуле, – говорит руководитель хосписа «Анастасия» протоиерей Александр Шабанов. – Единственное, что мы можем предложить больному в качестве альтернативы нашему хоспису, – это 20 коек сестринского ухода в поселке Орша, причем без предоставления транспортировки и возможности получения обезболивающих. Недавно в новостях говорили, что губернатор решил открыть 12 коек в ЦРБ в поселке Химинститут. Однако деньги на это мероприятие выделены не были и, по правде говоря, вряд ли будут. Что ж, по-видимому, нам предстоит хлебнуть еще немало горького опыта. Хотя лично я считаю, что мы уже достаточно зрелые, и интеллектуально, и духовно, чтобы учиться – нам давно пора действовать.

Елена Введенская пообещала тверитянам написать письмо в высшие инстанции, чтобы повлиять на действия (а точнее, бездействия) губернатора Андрея Шевелева. Однако она заметила, что и от народа должна исходить инициатива.

– Несомненно, общество должно осознавать важность паллиативной помощи, иметь представление о ее возможностях, – говорит Елена Введенская. – Состояние больных, получающих заботу, уход и надлежащее содержание, свидетельствует о духовной зрелости общества. Не могу поверить, что в Твери она отсутствует.

Анастасия ВИНОГРАДОВА

73 0
Лента новостей
Прокрутить вверх