Утешение для безутешных

05.04.2016, 12:13

Заработает ли первый хоспис в Тверской области?

Отец Александр Шабанов на приеме у министра здравоохранения Романа Курынина

Тверская область – один из немногих регионов России, где до сих пор нет хосписа. Тяжелобольные безнадежные пациенты остаются на руках у родственников, обезумевших от горя. А если родственников нет вообще? Десятки самоубийств больных, не получающих достойную паллиативную помощь, привлекают внимание к проблеме, над решением которой бьется священник Александр Шабанов, пытающийся создать тверской хоспис «Анастасия», первый в Тверском регионе.

 

25 марта на юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию онкологической службы в Тверской области, врио губернатора Игорь Руденя в первый раз на столь высоком уровне подчеркнул необходимость создания в нашем регионе хосписа, чтобы обеспечить право тяжелобольным людям на противоболевую терапию и достойную жизнь. Незадолго до этого министр здравоохранения Тверской области Роман Курынин также впервые принял отца Александра Шабанова и обещал поддержать его инициативу. Маленькое помещение, которое выездная служба хосписа занимает в ЦРБ Калининского района, наконец перешло к этой службе на законных основаниях.

Первые шаги уже сделаны. Теперь дело за медицинским сообществом, в первую очередь за минздравом. Мы спросили у экспертов, поддерживают ли они проект хосписа в Твери.

 

ПРЕОДОЛЕТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

 

Сергей КОЗЛОВ, главный врач Тверской областной клинической больницы:

– В областной больнице нет паллиативных коек, так как ОКБ принимает в основном больных третьего уровня сложности и оказывает высокотехнологичную помощь. Однако на комитете по социальным вопросам в Тверской городской думе мы этот вопрос рассматривали, приглашали представителей минздрава.

Безусловно, оказание паллиативной помощи – актуальный вопрос для Тверской области. Его надо решать немедленно. Насколько я знаю, около года назад этот вид медуслуг вошел в систему ОМС, так что помощь хроническим больным может оказываться бесплатно. Это лучший вариант. Хотя многие родственники готовы даже заплатить деньги, если их близкому будет оказываться качественный уход.

В чем задача паллиативной медицины? Обезболивание и профессиональный медицинский уход. Это делается для того, чтобы повысить качество жизни больного.

Я знаю об инициативе священника Александра Шабанова по открытию тверского хосписа. Однако общественность может быть идеологом и двигателем проекта, а исполнять должен в первую очередь мин-здрав. Надо обращаться к нему.

На мой взгляд, все же проще организовать паллиативные койки во всех больницах региона, чем открывать отдельный хоспис. У больниц есть и персонал, и лицензия на наркотики, поэтому им значительно проще ухаживать за тяжелыми больными. Хоспису надо получить лицензию, нанять медперсонал, а это нелегкий путь.

Однако в какой бы то ни было форме паллиативная помощь в Тверской области должна существовать и развиваться.

 

ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ 23 УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Юлия СКУГАРЬ, первый заместитель министра здравоохранения Тверской области:

– В 2013 году по распоряжению правительства Тверской области была утверждена программа оказания паллиативной помощи, в том числе и детям. Сегодня 23 государственных медучреждения в нашем регионе имеют лицензию на оказание такой помощи: Торжок, Спирово, Нелидово, Западная Двина, Оленино, Селижарово и др.

В 2015 году вышел порядок оказания помощи взрослому населению: штат работников, квалификация, оснащение, медицинские препараты. Сегодня все эти учреждения соответствуют требованиям.

На начало года насчитывалось 209 коек для паллиативной помощи. Есть специальный подсчет «мощностей», по которому в нашем регионе их число должно быть не менее 345. Поэтому с начала года мы уже перебросили часть мест на паллиативное направление. Вся информация о пациентах и свободных койках находится у главного внештатного специалиста областного Минздрава по паллиативной помощи Ольги Бахаревой. Самих же больных на эти места распределяют участковые врачи. Пациенты не платят за оказание помощи. Все средства идут из областного бюджета. Паллиативная помощь может оказываться тремя способами: амбулаторно, стационарно и хоспис. Сегодня мы имеем пока только два первых пункта.

Организаторам хосписа «Анастасия» было передано помещение в поселке Суховерково. Отец Александр Шабанов лично к нам не обращался. Но мы открыты и готовы к сотрудничеству в любой форме.

 

МЫ ГОТОВЫ ОБУЧИТЬ РАБОТНИКОВ ХОСПИСА

 

Елена КОНДРАТЬЕВА, ведущий специалист отдела по организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Тверской области:

– Помимо амбулаторной и стационарной паллиативной помощи, в Твери также есть проект хосписа «Анастасия». Организаторы пытаются собрать все документы и получить лицензии, так как требования к этому виду деятельности достаточно жесткие. Очень тщательно отбираются специалисты и строго выдаются все обезболивающие (наркотические) препараты. Мы готовы помочь отправить работников хосписа на обучение в Тверской государственный медицинский университет. Обучение в ТГМУ уже прошли 36 человек, которые направились в различные отделения паллиативной помощи в Тверской области.

Пока готовится необходимая документация и решаются организационные вопросы, сотрудники хосписа работают на базе Калининской ЦРБ. Сейчас они оказывают психологическую помощь и помощь в уходе за больными. И эта помощь для больных очень ценна. Если у команды отца Александра Шабанова получится поднять больницу в Суховерково, будет замечательно!

 

СОЗДАНИЕ ХОСПИСОВ – ЭТО ПРИМЕР НАСТОЯЩЕЙ ДОБРОТЫ

 

Павел КОРОЛЕВ, депутат Законодательного собрания Тверской области:

– Давно пора было дать окончательную отмашку развитию паллиативной помощи и строительству хосписа. В этом смысле инициатива и.о. губернатора Игоря Михайловича Рудени действительно востребована людьми. Прежнее руководство медлило.

Я с 2012 года поднимал эту тему: менял общественное мнение в СМИ и депутатском корпусе, внес изменения в социально-экономическую программу развития Тверской области. По моей инициативе ректор ТГМА Михаил Николаевич Калинкин открыл курсы повышения квалификации врачей с выдачей сертификата.

И все-таки сейчас в области мы видим не систему паллиативной помощи, а т.н. паллиативные койки, на которых в основном лежат «зимующие социальные больные». Относительно неплохое финансирование таких коек используется для закрытия текущих проблем больниц после проведенных оптимизаций. Вряд ли найдется человек, желающий провести последние месяцы жизни на казенной койке в обычной больнице. Нужны специализированные учреждения – хосписы, с эффективным обезболиванием, с одноместными палатами, с возможностью постоянного нахождения родственников, с особо вежливым отношением и качественным уходом.

В народе говорят, что к выборам ускоряется решение всех проблем. Сейчас же речь идет о богоугодном деле развития гуманного отношения к уходящим из жизни людям. Недаром первой встречей Игоря Рудени на тверской земле была встреча с тверским церковным руководителем, митрополитом Виктором. Министр здравоохранения Курынин также поддержал инициативу открытия хосписа от отца Александра Шабанова – и это тоже движение в правильном направлении.

Искренне надеюсь, что это не пиар, а пример настоящей доброты. И что хосписы наконец будут построены в Тверской области.

 

ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ ВЫЛЕЧИТЬ, МОЖНО ПРОСТО ПОМОЧЬ

 

Протоирей Александр ШАБАНОВ, директор тверского хосписа «Анастасия»:

– 8 апреля в 18.00 в Тверской областной библиотеке имени Горького мы проводим встречу с Фредерикой де Грааф, волонтером Первого Московского хосписа, врачом-рефлексотерапевтом, автором книги «Разлуки не будет». Мы приглашаем всех, кому пока не ясно, чем отличается хоспис от паллиативных коек в больнице. Я очень благодарен известной актрисе и благотворителю Чулпан Хаматовой – она прислала письмо на имя тверского губернатора в поддержку нашего проекта «Тверской хоспис «Анастасия».

После моей встречи с министром здравоохранения узаконено пребывание нашей выездной службы в Калининской ЦРБ. Благодаря участию Владимира Абдуалиевича Васильева, мэра г. Твери Александра Борисовича Корзина и главы администрации г. Твери Юрия Тимофеева нам выделено новое, более просторное помещение на проспекте Победы. Выездная служба нужна, чтобы больные и их родственники не чувствовали себя одинокими и беспомощными. Мы учим людей уходу за больными, оказываем психологическую помощь. Эта служба пока работает на средства президентского гранта.

Что касается стационарного хосписа, затраты на него не такие, как на больницу. Его надо просто единожды открыть. Закупить многофункциональные кровати, принять на работу психолога, другой персонал. Сейчас мы собираем средства на проект – архитектурная студия «Атриум» готова сделать его с большой скидкой. Здание бывшей больницы в Суховерково уже есть, можно начинать работать.

В Москве работает 8 хосписов, в Санкт-Петербурге – 4. Открыты хосписы в соседних с Тверью регионах. Но все равно это страшно мало. В Германии, например, на каждые пять тысяч населения положено шесть хосписных коек. В небольшой Польше сейчас открыто 400 хосписов. Нельзя бояться этой темы, это признак незрелости общества. К сожалению, многие могут столкнуться с проблемой онкозаболевания и недостаточно организованной паллиативной помощи. Когда нельзя вылечить, это не значит, что нельзя помочь.

Анастасия РОМАНОВА, Любовь КУКУШКИНА

24 0
Лента новостей
Прокрутить вверх