Власть как наказание

29.11.2016, 12:41

Руководители районов и регионов скоро начнут разбегаться?

Александр Ейст

Политическая картина прошлой недели была не сильно оптимистичной. Попытаемся проанализировать открывшиеся нам закономерности. Для понимания ситуации в управлении Россией, российскими регионами и муниципалитетами очень интересна ситуация, случившаяся на прошлой неделе в городе воинской славы Ржеве.

 

«КУДА ПОШЕЛ? ВЕРНИСЬ!»

 

Глава администрации Ржева Александр Ейст подал заявление об отставке. Но его не отпустили, для пущей убедительности возбудив уголовное дело о взятке против одного из заместителей. Ржевская городская дума, которая должна была в понедельник, 28 ноября, решить вопрос об увольнении Ейста, отложила его на 12 дней. По слухам, сити-менеджера Ржева не отпустил губернатор Руденя. Мол, пока не решишь проблемы Ржева – не уйдешь. А между тем Александра Ейста, как рассказывают, ждала должность руководителя МРСК «Калугаэнерго».

Напомним, что последние года четыре мэры в Ржеве менялись стремительно. Александр Щетинин, Леонид Тишкевич, Игорь Корольков и Александр Ейст… Как выяснилось, список будет продолжен. Граждане Ржева обратились с просьбой вернуть прямые выборы главы города, но 13 депутатов проголосовали против того, чтобы обратиться в Законодательное собрание Тверской области с этой инициативой – мол, нос не дорос мэров выбирать. А у кого дорос?

«Теперь только сумасшедший пойдет Ржевом руководить. Тех из местных, кто хочет, и близко нельзя подпускать к городской администрации, а умных и честных – не заставить», – эту резолюцию мне довелось услышать от нескольких людей, которые в курсе ржевских проблем. Дорога к тому, что должность ржевского градоначальника стала проклятым местом, была недолгой.

Когда последний избранный мэр Ржева Александр Щетинин уходил со своего поста с уголовным делом в обнимку, бывший губернатор Тверской области Андрей Шевелев заявил, что лично берет ответственность за Ржев. Назначенный им глава Леонид Тишкевич, генерал, командующий здешним гарнизоном, казалось, был в глазах младшего офицера Шевелева идеалом градоначальника.

Однако одно дело начальствовать в армии на полном государственном обеспечении, а другое – руководить районным городом в сложных условиях приватизированного ЖКХ и внутриэлитных конфликтов. В общем, Тишкевич не справился. Да и с Шевелева ответ за Ржев уже не спросишь, он канул в управленческую Лету.

Игорь Корольков, местный бизнесмен, недолго поработав в мэрии, ушел в отставку после беседы с замом Шевелева Дудукиным. И тогда было решено пригласить Александра Ейста, квалифицированного менеджера, делавшего карьеру в системе МРСК (Межрегиональных распределительных сетевых компаний). До этого Ейст возглавлял МРСК «Тверьэнерго».

Александр Ейст оказался в жестких условиях. Все ржевское жилищно-коммунальное хозяйство принадлежит леший знает кому: то ли местным браткам, то ли бывшему главе города Александру Харченко, то ли каким-то ребятам из Подмосковья, интересы которых представляют некие депутаты гордумы. Возможностей нет, полномочий нет, знаний местной специфики тоже особых нет. Денег на то, чтобы исправить и починить безнадежно сломанное, нет и не предвидится.

 

ОПАСНЫЙ «ЗАЛ ОЖИДАНИЯ»

 

Думаем, для Ейста работа в Ржеве была как бы «залом ожидания», для него подыскивалась должность в родной энергетической системе. И вот, когда должность уже была готова, – уйти не получилось.

Ничего не напоминает? Губернатор Тверской области Игорь Руденя тоже прислан в область как сторонний менеджер после эксперимента с губернатором-десантником, пытавшимся править с помощью крика «Разорю – не потреплю!». И, судя по всему, в его планах – серьезная федеральная карьера. Например, в руководстве какой-нибудь госкорпорации. Или должность министра Российской Федерации.

Но когда час «икс» настанет, Игорю Рудене вполне могут сказать: «Тверская область газифицирована? С долгами за газ расплатились? Отопление в Твери перестали отключать из-за аварий на теплосетях? С водопроводом в Твери и Ржеве, а также в других городах ситуация налажена? Тверской вагонзавод работает? Народ не бунтует по окраинам? «Майские указы» исполняются? Бездефицитен ли бюджет? И, кстати, что там у вас с сельским хозяйством – поднялось ли оно с колен?» В общем, как от Александра Ейста, от Игоря Рудени могут на высочайшем уровне потребовать наладить то, что разлаживалось много лет до него.

Надо понимать, что пост губернатора сейчас место очень опасное. Надо пройти между Сциллой и Харибдой: бюджет уменьшается, население беднеет, долги растут. И тут уже не отделаешься пресс-релизами о том, что «Тверская область вошла в число 20 регионов лидеров по социально-экономическому развитию» (именно такую новость распространила 28 ноября областная пресс-служба). Люди живут в реальном мире и смотрят по сторонам. У них вырубаются свет и отопление, они пробираются по нечищеным от снега тротуарам и матерятся, видя, как вся снегоуборочная техника работает у здания областного правительства.

Игорь Руденя – последний шанс для Тверской области сохранить хоть какой-то престиж губернаторской должности. Если и он задержится у нас ненадолго, и ничего прорывного (в хорошем смысле этого слова) не сделает, то скоро и в главы Ржева, и в губернаторы региона придется набирать людей под угрозой либо уголовных дел, либо других санкций.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОТБОР

 

На муниципальном уровне отмена прямых выборов глав привела к явной отрицательной селекции кадров. Откуда в областном центре знать всю местную специфику? Вот и получается, что с главами промахиваются.

Сначала было введение так называемой «двухглавой системы», когда глава администрации и глава местного собрания делят друг с другом полномочия. Сейчас и вовсе выборность глав муниципалитетов отменена – по новому закону этих глав утверждает комиссия, половина которой назначена прежним главой, а половина представляет министерство по работе с территориями (по этой схеме пеновский глава Владимир Худяков ухитрился утвердить себя на своем месте аккурат перед выборами). Часто вопрос о том, кто станет главой муниципалитета, на территории которого проживают несколько тысяч человек, решался вообще путем «заноса чемоданов с деньгами».

Сейчас новоназначенный заместитель губернатора по внутренней политике Алексей Титов мечется по области, пытаясь разобраться в конфликтах, вспыхивающих в муниципалитетах. Он сам, как бывший глава Селижаровского района, много лет возглавлявший Ассоциацию глав муниципальных образований, лучше кого бы то ни было понимает, в какой сейчас ловушке находится местное самоуправление. Да-да, оно находится в той самой «ржевской ловушке», сформулированной выше: «Тех, кто хочет стать главами, и близко к управлению подпускать нельзя. А умные и порядочные не пойдут, они не сумасшедшие».

 

МАКСАТИХА, ОСТАШКОВ: «ПОНАВОРОТИЛИ ДЕЛОВ»

 

Мы много писали о ситуации в Максатихе. Тамошние жители с энтузиазмом протестовали против главы администрации Вячеслава Елиферова, депутаты местной думы долго и упорно свергали Елиферова с должности, назначая главой администрации некоего Гулиева, в здании администрации взрывались настоящие гранаты. И что же? Сейчас в Максатихе начались огромные проблемы с отоплением, холодно в детском саду и больнице. Пропали деньги, выделенные на строительство детского сада в поселке Ривицкий: Гулиев перечислил их строительной фирме «Орбита», и сейчас нет ни денег, ни детского сада… Рассказывают, что депутаты местного собрания приняли решение звать обратно Елиферова. Во всяком случае, кандидатуру некоего Иванова, рекомендованную областным минтером, они не поддержали. Хотя министр по работе с территориями Андрей Зайцев лично приезжал в Максатиху и угрожал депутатам всяческими карами и разорением, если они не проголосуют за этого Иванова.

Кто понесет ответственность за то, что в Максатихинском районе уже несколько месяцев нет руководителя?

А кто ответит за «революционную ситуацию», с подачи все того министерства по работе с территориями, сложившуюся в Осташкове? Сейчас на всей территории Осташковского района хотят создать единый городской округ. Это видится единственным способом прекратить разрушающую местное сообщество войну между городом Осташковом и Осташковским районом. Борьба за то, чтобы возглавить этот новый муниципалитет, уже началась. Селигер – зона переплетения очень серьезных интересов. И в местную политику могут включиться влиятельные федеральные игроки.

 

КИМРЫ: БЫВАЕТ И ХУЖЕ

 

Еще одна «горячая точка» – Кимры, где работает единственный избранный за последние годы прямым голосованием мэр Роман Андреев. Работать у молодого коммуниста из Торжка получается плохо: там, где другие действуют «по понятиям», он один вынужден строго придерживаться буквы закона. Группа, которая составляет оппозицию Роману Андрееву, ассоциируется с влиятельным г-ном Бекреневым, «кошельком» бывшего мэра Максима Литвинова. Кстати, Литвинов, находящийся под уголовным делом, вышел на свободу из СИЗО и даже проводит заседания городской думы, председателем которой до сих пор является.

Взбудораженные жители, по определению не любящие любую власть, конечно, уже забыли, что избрали Романа Андреева именно как противовес заросшей разными коррупционными связями власти Литвинова. И Кимры периодически сотрясают разного рода провокационные акции, которые потом бурно обсуждаются в местном интернете: например, к городской администрации подъезжает якобы скорая помощь с надписью «Кимры – Бурашево», и из нее выходят якобы санитары… Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Некоторые кимрские активисты, побывав, например, в соседнем Кашине, вдруг понимают: «Рома не виноват, в других городах Тверской области живется еще хуже». Но потом круговерть политической борьбы снова охватывает город.

 

КИПЯЩИЙ КОТЕЛ

 

Чем дальше, тем будет сложнее удерживать народные протесты. По законам жанра, кризис экономический перерастает в кризис политический. Сегодня это накладывается на начавшийся глобальный технологический передел, новую научно-техническую революцию. Производительные силы переросли общественное устройство. В Максатихе это пока незаметно, но в общероссийских масштабах, и даже в Твери, скоро будет наглядно понятно.

 В других странах пар в кипящем котле народного гнева сбрасывается выборами, очередными или досрочными. У нас настолько привыкли имитировать выборный процесс, что в возможность изменений таким путем уже никто не верит. Это создает взрывоопасную ситуацию, которую нужно потихоньку разруливать. Или хотя бы не усугублять.

Мария ОРЛОВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх