Лишние люди

13.12.2016, 13:07

Почему в Кремле мало думают о провинции?

Регионы – нечто не обязательное в политической жизни России. Редко-редко информация из регионов попадает в топ Яндекса. Все Алеппо, все Пальмира, в крайнем случае – Донецк. Однако на прошлой неделе о Тверской области пару раз вспомнили на федеральном уровне.

 

Во-первых, появились два очередных рейтинга – Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) при содействии Лаборатории региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), и рейтинг выживаемости губернаторов (агентство «Минченко Консалтинг) и фонд «Петербургская политика»). Во-вторых, губернатор Тверской области Игорь Руденя в четвертый раз за этот год встретился с президентом РФ Владимиром Путиным.

 

ВЫБИЛИСЬ В «СЕРЕДНЯЧКИ»

 

Итак, рейтинги. Что бы там ни говорили, это серьезный инструмент, с помощью которого оцениваются результаты работы губернаторов. Андрей Шевелев, предыдущий губернатор Тверской области, ходил в аутсайдерах всех рейтингов год. И его сняли.

Сегодня Тверская область и ее губернатор сместились в середину рейтингов. Но это аванс. В комментариях к рейтингу АПЭК так и написано:

– Смена губернатора произошла в Ярославской области, занимавшей последнюю строчку нашего рейтинга, и в Тверской области, также относившейся к разряду явных аутсайдеров. В обоих случаях рейтинги эффективности управления резко выросли, но, как и в случае с Тульской областью, пока они основаны на мнениях экспертов, поскольку нет статистики, которую уже можно было бы связать с работой новых губернаторов. Этим регионам еще предстоит пройти «проверку» в следующем году, по мере накопления информации о работе региональной власти и ее результатах.

Например, по оценке экспертов АПЭК, в Тверской области довольно неэффективная бюрократия – соотношение затрат на ее содержание с ее работоспособностью ниже, например, чем в Вологде или в Ульяновске. Не очень хорошо обстоят дела с социальным блоком: по соотношению количества врачей на душу населения, по ожидаемой продолжительности жизни, по численности учителей на душу населения и по расходам на врачей и учителей мы уступаем Омской и Астраханской областям.

В рейтинге выживаемости губернаторов о сильных и слабых сторонах Игоря Рудени говорится следующее. Плюсы: недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки. Минусы: слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование.

В общем, открывать шампанское рано. Авансы надо отрабатывать. А как их отрабатывать в условиях острого бюджетного кризиса? Наступающий год это покажет предельно ясно.

 

МЫ НЕ УНИКАЛЬНЫ В СВОИХ НЕСЧАСТЬЯХ

 

На прошлой неделе я побывала в качестве эксперта на круглом столе по актуальным тенденциям региональной политики 2016-2017 годов, организованном экспертной сетью «Давыдов. Индекс». Политологи из Костромы, Воронежа, Нижнего Новгорода, и столичные эксперты высказывали свое видение развития региональных отделений парламентских и так называемых «малых» партий, а также будущего губернаторов регионов и влияния их на формирование федеральной политики.

Каждый регион уверен, что уникален в своих несчастьях. И только те, кто анализирует информацию отовсюду, как, например, сам «хозяин» круглого стола политолог Леонид Давыдов или политтехнолог Екатерина Курбангалиева, сейчас работающая во Владимирской области с губернатором Светланой Орловой, обобщают картину: плохо везде. Но с нюансами.

70% регионов, а не только Тверская область, пребывают в состоянии банкротства. Так, долг Костромской области в 2017 году будет равен ее бюджету, – об этом рассказал доцент кафедры политологии Зайцев из Костромского университета.

Везде, во всех регионах – глобальная проблема с кадрами. Мы в Твери думали, что только нам не могли подобрать губернатора, и прислали человека, максимально далекого от Тверской области и максимально в ней неизвестного. Но теми же самыми проблемами сейчас мается нижегородская элита: среди тамошнего истеблишмента ходят слухи, что в Кремле отлавливают совершенно левых персонажей и буквально заставляют их возглавить Нижегородскую область вместо возрастного и поднадоевшего Валерия Шанцева, бывшего сподвижника мэра Москвы Лужкова.

Мы думаем, что только у нас в регионе с губернаторских выборов сняли сильного кандидата от КПРФ Вадима Соловьева, и даже кандидат-спойлер от псевдопартии «Коммунисты России» Илья Клейменов, не ведший никакой кампании на выборах, умудрился набрать около десятка тысяч голосов доверчивых избирателей. А оказывается, в Нижнем Новгороде в 2014 году кандидат от «Коммунистов России» Максим Сурайкин, после того, как сняли основного претендента на губернаторский пост от КПРФ, вообще занял второе место после губернатора Шанцева. И только ловкость рук областной избирательной комиссии позволила скрыть неприличность этой ситуации – на второе место передвинули кандидата от «Справедливой России», известного бизнесмена.

Кстати, нижегородские политтехнологи, которых представлял Роман Пермяков, с оптимизмом смотрят на назначение первым замом Администрации президента Сергея Кириенко. Он был полпредом президента в Приволжском федеральном округе и сумел оставить о себе очень добрую память.

Роман Пермяков вспомнил, как в 2003 году Сергей Кириенко запер на три дня в одном помещении 300 экспертов («И что, вышло 30?», – пошутил модератор круглого стола Илья Лепихов, бывший замгубернатора по внутренней политике в Мурманской области). Эти эксперты сумели «родить» действующую и поныне концепцию развития Нижегородской области – беспрецедентный случай в России, где такие концепции развития создаются только для того, чтобы быть погребенными в архивах. «Машинка Кириенко», по мнению Пермякова, сможет вывезти внутреннюю политику России из тупика.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

 

Не только в Тверской области после праймериз «Единой России» оказывались забаллотированными в результате интриг известные местные бизнесмены. У нас это произошло с Максимом Лариным и командой холдинга «Афанасий», в результате выдвинувшими Вадима Дешевкина в Госдуму от партии «Родина». А также с руководителем «Пожтехники» из Торжка Анатолием Строканем, который решил вообще не принимать участия в выборах. В Костроме и Нижнем Новгороде видные бизнесмены баллотировались в Госдуму и региональные парламенты от «Родины» и «Яблока», и в этом расколе местных элит эксперты усматривают перспективы малых партий в российских регионах. «Единая Россия» «пожирает» себя изнутри, отказывается от перспективных и энергичных людей, которые могут взять на себя финансирование оппозиции.

Если в нынешнюю кампанию по выборам депутатов Государственной думы явку избирателей «сушили», старались, чтобы граждане поменьше заморачивались исполнением своего гражданского долга, то на президентских выборах, которые состоятся то ли в 2018, то ли в 2017 году (еще нет окончательного решение), низкая явка будет неприлична. Сейчас рейтинги Владимира Путина очень высоки, но выигрывать выборы с северокорейским (или, говоря на тверской лад, с оленинским) результатом 99% неприлично. Лидеры парламентских партий – Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов – уже пенсионеры. Соперничать с ними на выборах в очередной раз – анекдот. Тут, кстати, могут пригодиться кандидаты от малых партий-спойлеров. Какие-нибудь более бодрые с виду персонажи.

Впрочем, до президентских выборов надо еще дожить. Год-то грядет не простой – 17-й, 100-летие революции…

 

ПОЛУПРАВДА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

 

Но от теории вернемся к практике. Встреча президента Владимира Путина с губернатором Игорем Руденей, сюжет о которой появился в понедельник, 12 декабря, оставила больше вопросов, чем дала ответов. Вообще, можно посочувствовать главе нашего государства. От всех губернаторов он слышит одинаковые речи: инвестиции увеличиваются, рождаемость растет, уровень жизни тоже. Неужели губернаторы считают возможным дезинформировать президента? Он же может узнать, как все на самом деле обстоит. Или точно известно, что реальное положение дел никому не интересно?

Вот Игорь Руденя похвастался Тверским вагоностроительным заводом и его успехами. Видимо, даже губернатор не в курсе, что 21 декабря вагонзавод останавливается, и рабочих распускают в бессрочные неоплачиваемые отпуска. Или успехи в сельском хозяйстве: губернатор похвалился запуском в Бежецком районе свинокомплекса «Коралл» – того самого, от испарений которого задыхаются жители сел в радиусе 50 километров. Шла речь о строительстве трассы М-11. Якобы участок Москва – Тверь должны построить к середине 2018 года. Свежо предание, но верится с трудом. Пока действует участок от Солнечногорска до Москвы, и, насколько нам известно, на конкурс по строительству самого протяженного участка, через Тверскую область, не находится желающих. Вряд ли именно эта часть трассы быстро окупится – местные задорого ездить не будут, дальнобойщики – тоже…

А больше всего меня расстроила та часть разговора, где президент России и губернатор Тверской области беседовали о демографии. По словам Игоря Рудени за 9 месяцев 2016 года впервые за многие годы Тверь продемонстрировала рост рождаемости над смертностью: «Плюс 5 тысяч человек населения по городу». В этот же самый момент тверской ЗАГС доложил об обратном. Смертность в Твери выше рождаемости, это факт. Но самое потрясающее то, что губернатор приписал смертность в Тверской области … хорошим дорогам. Да, уважаемые читатели. Люди у нас умирают не от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, недоступности медицины и попросту от пьянства. Они машин накупили, и ну по хорошим дорогам гонять. Разбиваются, конечно, глупые. Губернатор собирается с этим бороться путем повышения водительской грамотности (и на ремонт дорог в будущем году денег гораздо меньше выделено – правда, на встрече с Путиным Игорь Руденя об этом говорить не стал).

На самом деле демографическая катастрофа в центральных, коренных регионах России – проблема, которой уже лет 50. И то, что руководство страны не желает ее видеть, а руководители регионов делают вид, что ее нет, просто страшно. В России, особенно в Тверской, Псковской, Новгородской, Тульской, Рязанской и других опорных, исконно русских регионах, с 60-х годов XX века наблюдается сверхсмертность населения трудоспособного возраста. Люди гибнут от всего: травм, ДТП, паленого алкоголя, болезней. И демографы считают, что основная причина этого – депрессия, отсутствие жизненных перспектив, образа будущего. Как только советский человек понял, что с коммунизмом его обманули, он махнул рукой на жизнь и плюнул сам на себя. Эту проблему надо решать на государственном уровне, но пока делается все, чтобы только ее усугубить. На это работает российское телевидение, с его нежеланием рассказывать людям об их, этих самых людей, жизни. На это работают власти, закрывающие больницы и школы – их закрывают еще быстрее, чем убывает население.

Звучащая с телеэкранов полуправда и отсутствие рычагов влияния на власть оптимизма населению не прибавляет. Политики отдельно, народ отдельно. На выборах в 2016 году избиратели явно чувствовали себя лишними. Что нам готовит будущее? Оставайтесь с нами, и вы узнаете.

Мария ОРЛОВА

12 0
Лента новостей
Прокрутить вверх