Шведский круглый стол

10.05.2017, 11:16

Делегация из Твери обсудила в Стокгольме Трампа, Путина и Сократа

Юрий Сенокосов, Елена Немировская и Лев Шлосберг

Фото: Анна Петренко

25-29 апреля в Стокгольме состоялся семинар «Свобода и ответственность», организованный Ассоциацией школ политических исследований при Совете Европы совместно со Стокгольмским институтом переходной экономики. На семинар были приглашены ученые, общественники, журналисты из Польши, Белоруссии, Украины и других стран, но большинство участников были из России – от Красноярска до Владивостока. Тверь представляли доцент кафедры госуправления ТвГУ Марина Цуркан и корреспондент «Каравана» Дмитрий Кочетков. Мы публикуем впечатления нашего журналиста.

 

Из окон загородного отеля открывался вид на море, сосны и цветущую сакуру. В лекционном зале чувствовался такой же интеллектуальный простор. В своем вступительном слове Елена НЕМИРОВСКАЯ, основатель Московской школы гражданского просвещения, вспомнила 1990-е годы, когда у России был шанс пойти по пути развития настоящего гражданского общества, но мы оказались не готовы к новым вызовам. Что нужно делать сейчас? Как таковых рецептов нет, но необходимо развивать личное критическое мышление, вообще-то присущее каждому человеку от природы. Однако история знает примеры, когда «свое суждение иметь» считалось государственным преступлением – повторение такой практики допускать нельзя.

 

ПОЧЕМУ ТРАМП ВРЕТ И НЕ КРАСНЕЕТ, А МЕДВЕДЕВ БЕРЕТ ПРИМЕР

 

Одной из главных тем семинара был популизм политических лидеров. И британский журналист Джон ЛЛОЙД, и профессор Школы современных международных исследований Чарльз ГАТИ, и многие другие эксперты считают Дональда Трампом популистом «80-го уровня». «Этот парень меняет свое мнение каждый час, но тем не менее 90% проголосовали бы за него снова. Только вот вопрос: за какого Трампа – за того, что был два часа назад, или за того, кто был час назад?» – недоумевает Чарльз Гати. Журналист Джон Ллойд объяснил секрет успеха президента США тем, что он апеллирует к эмоциям, а не к разуму, при этом достоверность информации оказывается совершенно неважной. «Мир после факта» – так Ллойд охарактеризовал современную реальность, изобилующей дезинформацией. Мастер фейков, господин Трамп в ответ на журналистские разоблачения называет неугодные материалы «фейковыми новостями».

Если же проводить параллели с ситуацией в России, то не точно ли так поступил Дмитрий Медведев, назвав расследование Навального «компотом из фактов», а самого автора «политическим проходимцем»? Такая характеристика, по его мнению, снимает с него обязанность отвечать на обвинения в коррупции, которые поддерживают, судя по митингам 26 марта, немало россиян.

Политики вообще часто произносят сомнительные заявления с полным сознанием своей правоты – суть этого феномена раскрыл редактор «Ведомостей» Максим ТРУДОЛЮБОВ, расшифровав понятия «истина» и «правда»: истина объективна, а правда субъективна. Интересен был пример Мики Великовского, корреспондента «Новой газеты» и одного из авторов компромата «Панамские документы»: чиновники не опровергают наличие у музыканта Сергея Ролдугина офшоров, то есть признают это истиной, но оправдывают его тем, что он на эти деньги купил старинные скрипки. Это их правда, которая ставится выше истины.

Андрей ЗАХАРОВ, редактор журнала «Неприкосновенный запас», прочитал небольшую лекцию об античных философах, в частности о Сократе. Было бы полезно вспомнить его судьбу: пытаясь в разговоре с жителями Афин дойти до сути тех или иных явлений, он был признан виновным в подрыве общественных устоев и приговорен к отравлению цикутой. Боюсь, что история более чем актуальная для современной России, где то и дело появляются популистские высказывания о внутренних врагах – политических активистах, журналистах, общественниках.

 

ДОГОВОР О НЕВМЕШАТЕЛЬСТВЕ В ПОЛИТИКУ ПОТРЕСКИВАЕТ?

 

Конечно, на семинаре не могли пройти мимо 100-летия революции 1917 года. Интересна была рефлексия представителей Швеции: так, директор Шведского института иностранной политики Михаил Сольман и писатель, историк Гуннар Веттерберг рассказали, что трагические события в России оказали отрезвляющее влияние на королевство. В стране испугались возможности социально-политической катастрофы и сделали ставку на демократизацию общества. В результате сейчас это одна из самых комфортных для проживания стран мира с развитой социальной сферой.

Торнбьорн БЕККЕР, директор Стокгольмского института переходной экономики, рассмотрел вопрос нефтяной иглы, актуальный для России. Непредсказуемость динамики цен на нефть делает непредсказуемым и будущее страны – жизненно важно перестроить экономику, и Евросоюз является естественным партнером России и в торговле, и в инвестициях. Любопытно было замечание Торнбьорна Беккера, что недостаточно иметь ресурс – нужно им качественно управлять и иметь механизм перераспределения благ. В Швеции, например, сначала были выработаны принципы социального государства, а затем найдена нефть. На вопрос, есть ли примеры, когда сначала была найдена нефть, а потом создано социальное государство, Беккер затруднился ответить.

«Реформы, в которых нуждается Россия» – так обнадеживающе был заявлен доклад Евгения ГОНТМАХЕРА, заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений. Однако вывод был довольно пессимистичный: все экономические программы, которые сейчас обсуждаются, сводятся к тому, как «поменять, не меняя». Открытость миру и обществу – это принципы, не вписывающиеся в сложившуюся политическую ситуацию, и нет среди «реформаторов» того человека, который бы открыто это заявил.

Единственный способ изменения ситуации, по мнению политика от партии «Яблока» Льва ШЛОСБЕРГА, – это демократические выборы: митинги 26 марта показали, что «трава проросла», в «несвободной стране выросли свободные люди». В то же время политик отметил, что при огромном спросе на демократических лидеров нет предложения – идти не за кем. Фамилии Навального Лев Шлосберг, видимо из политкорректности, не произносил, что уже указывало на отсутствие единства среди оппозиции. На вопрос, что же не так в Навальном, он деликатно указал на отсутствие содержательной программы.

Тем не менее при 86%-ной поддержке президента Путина вряд ли стоит ждать перемен в 2018-м. Откуда, кстати, такой рейтинг: если проанализировать последние новости о передаче Исаакиевского собора РПЦ в Санкт-Петербурге, сносе пятиэтажек в Москве, забастовках дальнобойщиков по всей России и т.д., то власти как будто специально демонстрируют пренебрежение мнением различных слоев населения. «Откуда пресловутые 86%?» – задал я вопрос Андрею КОЛЕСНИКОВУ, руководителю программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги. По его мнению, большинство людей не связывает свои проблемы с действующим политическим режимом. С другой стороны, насаждается идея, что Путин и есть Россия, России без Путина нет. Кроме того, это всегда был своего рода договор: экономическая стабильность взамен невмешательства в политику, затем Крым в обмен на доверие, сейчас нужно что-то другое, и контракт начинает потрескивать.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Отсутствие доверия в обществе – это, по сути, мина замедленного действия. Один из основателей Московской школы гражданского просвещения Юрий СЕНОКОСОВ в завершение семинара прочитал эссе «От веры в спасение – к доверию», где сформулировал на первый взгляд утопическую, но по сути верную идею: что такое современные социальные институты, как не воплощение христианских ценностей?

Признаться, слушая лекции в Стокгольме, я старался отдохнуть душой и не заглядывать в ленту новостей. Однако первой весточкой с Родины, которую предательски донесли до меня соцсети, оказалось решение правительства создать «коллегиальный совещательный орган по духовно-нравственному воспитанию граждан». И тут я задумался, что гражданское просвещение у нас на задворках, а на передовой именно «патриотическое», «духовно-нравственное» воспитание. По идее, они должны дополнять друг друга или даже проистекать друг из друга, а не быть противопоставлены.

На деле же «патриотизм», в понимании российских чиновников, – это громадный политический ресурс и панацея от социально-экономических кризисов: грубо говоря, если ты усомнился в правильности действий политических лидеров, тебе надо посмотреть фильм о войне или почитать Библию. Как однажды заметил в беседе со мной один крупный тверской предприниматель, имеющий партнеров в северной Европе: «Подумай, почему в развитых странах все хорошо, а такой национальной идеи, как патриотизм, нет?» Наверное, потому что посмотреть вокруг достаточно, чтобы почувствовать патриотизм.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх