«Бежецксельмаш»: из прошлого – в будущее

03.08.2011, 00:00

Завод «Бежецксельмаш» за свою почти семидесятилетнюю историю стал для Тверской области своего рода промышленным брендом, который хорошо знают не только в России, но и далеко за её пределами.

Сегодня в это трудно поверить, но основан «Бежецксельмаш» был в 1943 году. В разгар страшной войны люди думали о том, как убирать лён, и начали строить единственный в СССР завод по производству машин для уборки и первичной переработки льна. Первая очередь завода введена в действие в 1944 году. Как известно, тверская земля всегда славилась своим льном, и бежецкая техника своевременно пришла на помощь хозяйствам, специализировавшимся на выращивании этой культуры.

В девяностые годы минувшего столетия, во времена скоропалительных и плохо продуманных экономических и политических реформ, в сельском хозяйстве на уровне государства и на уровне сельхозпроизводителей перестал ощущаться интерес к выращиванию льна, произошло повсеместное сокращение посевных площадей этой культуры. Такая ситуация негативно сказалась и на заводе «Бежецк-сельмаш», ориентированном в основном на выпуск льноуборочной техники. Но предприятие сумело вовремя перестроиться и с 2004 года стало активно осваивать прицепную сеноуборочную технику, весьма востребованную на рынке.

На сегодняшний день технологический ряд выпускаемых заводом сельскохозяйственных машин состоит из прицепной сеноуборочной техники: пресса рулонного сенного, граблей-ворошилок, косилки ротационной навесной; почвообрабатывающей техники: катка для обработки почвы, рыхлителя дискового прицепного. Большим спросом пользуется у потребителей также универсальное всесезонное транспортное средство — полуприцеп самосвальный герметичный.

С 2003 года «Бежецксельмаш» возглавляет Анатолий Васильевич Журавлёв. Наследство ему досталось весьма проблемное, что во многом связано было с затяжным системным кризисом, который переживала льняная отрасль. Пришлось по-новому выстраивать взаимоотношения с потребителями техники, развивать службу маркетинга и дилерскую сеть. Результатом этой работы стало создание расширенной сети официальных торговых представителей завода «Бежецксельмаш» в 70 регионах России.

— На сегодняшний день «Бежецксельмаш» — одно из крупнейших предприятий сельхозмашиностроения, причём не только в Тверской области, — говорит Анатолий Васильевич Журавлев. — Завод выпускает 30% производимой в нашей стране прицепной сеноуборочной техники и, по статистическим данным Российского союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК — объединения «Росагромаш», он на протяжении последних двух лет входит в десятку лучших предприятий сельскохозяйственного машиностроения России.

Предприятие участвует в программе Росагролизинга для обеспечения агропромышленного комплекса России отечественной техникой, в выставках продукции сельскохозяйственного машиностроения различного уровня. И не просто участвует, а завоевывает дипломы за прогрессивные виды сельскохозяйственной техники, за достижения в области научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.

На протяжении последних двух лет к руководству «Бежецксельмаш» обращались представители нескольких компаний из Австрии, Чехии и Польши с предложениями об организации совместных производств, но предлагаемые бизнес-проекты шли вразрез с основным направлением деятельности предприятия. Положительное решение об открытии совместного производства было принято после переговоров с представителями немецкой компании однотипного с «Бежецксельмаш» профиля. На протяжении 2010 года шла серьёзная подготовка к организации совместного производства: специалисты предприятия прошли стажировку в Германии, был разработан совместный техпроцесс, подготовлены площадки для сборки техники. В октябре был заключён договор об организации совместного производства кормосмесителей на базе «Бежецксельмаш», и к началу 2011 года выпущена первая машина.

Сегодня на заводе «Бежецксельмаш» трудятся около 600 человек, причём немало среди них представителей рабочих династий. Хотя проблема с кадрами, как и на других промышленных предприятиях, стоит достаточно остро.

— Даже в период недавнего мирового экономического кризиса, когда значительно снизились объёмы реализации техники и склады были переполнены готовой продукцией, руководство завода не пошло по пути сокращения персонала, а сумело сохранить трудовой коллектив, — рассказывает начальник отдела кадров «Бежецксельмаша» Анна Олеговна Горетая. – Более того, сегодня мы испытываем дефицит квалифицированных рабочих кадров, и это несмотря на то, что зарплата, к примеру, наших токарей и фрезеровщиков значительно выше, чем у менеджеров среднего звена.

Проблема в том, что рабочие профессии у нынешней молодежи популярностью не пользуются, выпускники школ сейчас в основном предпочитают выбирать профессии юриста и менеджера по продажам. Ещё одна проблема заключается в том, что большинство юношей сразу после получения профессионального образования подлежат призыву в армию. А после прохождения воинской службы зачастую их планы меняются. Много молодёжи уезжает из Бежецка в другие города. И всё же молодёжь на завод приходит, главным образом это выпускники Бежецкого промышленно-экономического колледжа и профессионального училища №17.

В этом году между администрацией завода «Бежецксельмаш» и БПЭК достигнута договорённость о целевой контрактной подготовке специалистов. Студентам, успешно осваивающим программу обучения в колледже, это даёт возможность получения стипендии от предприятия, гарантированное прохождение практики и трудоустройство по окончании обучения. Молодым специалистам предоставляются широкие возможности для овладения смежными профессиями, повышения квалификации.

— Сегодня, когда наше государство готовится к вступлению в ВТО, — говорит директор «Бежексельмаш» Анатолий Журавлёв, — особенно остро стоит вопрос господдержки аграрного и промышленного комплекса страны. К примеру, в западных странах компания, закупающая технику и оборудование за рубежом, может автоматически лишиться ряда государственных льгот. Таким образом, там поддерживают отечественного производителя. А у нас повышают в разы страховые взносы. Фискальная нагрузка сегодня более чем ощутима. И это в то время, когда отечественным предприятиям необходимо вкладывать средства в модернизацию производства.

Не менее важно решить проблему реализации продукции отечественного машиностроения нашим крестьянским и фермерским хозяйствам. Зачастую они просто не знают о том, что производится для них в соседнем районе или области. А если и знают, то не могут себе позволить приобрести необходимую им технику, потому что банки, если и дают им кредиты, то под такие ставки, которые не каждому по карману.

Во время последнего экономического кризиса в России были приняты очень выгодные для отечественного производителя условия. Дело в том, что субсидирование процентной ставки на приобретение сельхозтехники не распространялось на зарубежных производителей, за счёт чего внутренний спрос значительно увеличился. Принятию такого решения способствовало и отраслевое объединение «Росагромаш», членом которого является «Бежецксельмаш».

Светлана АВДЕЕВА, Тверь – Бежецк – Тверь

127 0
Лента новостей
Прокрутить вверх