55 рублей на человека. Инвалиды Ржева – о доступной среде и закрытости администрации

19.12.2017, 14:54

3 декабря отмечался Международный день инвалида. Правительство Тверской области поздравило всех с этим праздником и добавило, что в регионе уделяется большое внимание созданию безбарьерной среды для этой категории граждан. «Караван+Я», в свою очередь, решил продолжить серию публикаций о доступной среде (смотрите материалы «Тверь глазами незрячего» в № 43 и «Полоса препятствий» в № 31). На этот раз мы пообщались с инвалидом-колясочником из Ржева Марией Грезневой.

– Я уже пять лет являюсь руководителем клуба инвалидов и колясочников «МИР», – рассказывает Мария. – Клуб мы организовали как раз в то время, когда область вошла в пилотный проект «Доступная среда», для того чтобы совместно с администрацией и социальными службами решать существующие проблемы. Всем известно, когда наши чиновники делают пандусы, допускается множество нарушений. Мы вышли с инициативой, чтобы участников нашего клуба включили в экспертный совет при администрации города Ржева для приемки «Доступной среды» в учреждениях. Например, идет ремонт какого-то учреждения или открывается что-то новое, чтобы там действительно была доступная среда.

– Получилось ли эффективное сотрудничество?

– За эти годы многие наши пожелания учитывались, но не в том объеме, в каком хотелось бы. Часто наших экспертов забывают приглашать. Например, у нас второй год идет ремонт Нового моста, но его никак не могут принять, тормозится «Доступная среда». В данный момент заехать на тротуар и пересечь мост проблематично. Скаты сделаны не по нормативам, с ужасными нарушениями, как по стиральной доске едешь. Уже второй год мы задаем вопросы главе города, заму по социальным вопросам, начальнику отдела благоустройства, нам все время обещают переделать, но в этом году этого точно не произойдет, уже выпал снег.

 

«Только три учреждения города вступили в «Доступную среду»

– Насколько я знаю, вы создали карту доступности Ржева?

– Да, в 2016–2017 годах мы активно занимались созданием карты. Над ней работали всего три человека. Мы разделили город на районы, в каждом из них выделили социально значимые объекты и объекты, которые необходимы для жизнедеятельности инвалида. Мы не настаивали на том, чтобы хорошие пандусы были у каждого магазина. В каждом микрорайоне должны быть одна-две доступные аптеки, парикмахерская, библиотека, Дом культуры, банк или банкомат, кафе, парковая зона и торговый центр. Поликлиника у нас одна. За одно лето мы прошли 293 объекта, я лично проверяла их на доступность. В итоге получили такие результаты: полностью доступно 65 объектов, частично доступно – 51, недоступно – 177 объектов. Частично доступно – это когда инвалид может туда попасть с небольшой помощью. Например, я передвигаюсь на электроколяске, часто бывает, что пандус сделан под таким углом, что, поднимаясь по нему без страховки, я могу опрокинуться.

По центру города мы весной этого года направили 33 заявления в прокуратуру по разным нарушениям. Прошла прокурорская проверка, было шесть судебных заседаний. В том числе проблемными оказались учреждения самой администрации. Сама городская администрация у нас недоступна, в нее инвалиду не попасть.

– А в плане общения или обсуждения администрация доступна?

– Круглые столы, которые мы организовываем, представители власти игнорируют. Заместителя главы администрации Ржева по социальным вопросам Надежду Леонтьеву я не видела с февраля 2016 года. 28 ноября у нас был круглый стол по доступной среде, не пришли ни глава города, ни зам по социальным вопросам, ни главный архитектор города. Присутствовали начальник отдела благоустройства и начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства, но к ним вопросы были минимальными.

Также были представители прокуратуры, они зафиксировали отсутствие администрации. Летом этого года вынесли судебное решение, по которому администрация города до марта 2018 года должна провести адаптацию своего здания для инвалидов-колясочников. Чиновники тогда клялись и божились, что будут проводить прием инвалидов до адаптации в соцзащите, но ни одного приема до сих пор не провели.

Сами обещали, что будут реагировать на проблемы инвалидов на круглых столах, но они даже не пришли. Я не знаю, как дальше на это будет реагировать прокуратура. По трем объектам после решения суда доступную среду выполнили: «Оптика», торговый центр «Люкс» и частная клиника «Медсервис».

– Как на других объектах с доступной средой?

– Существует большая проблема бюджетных учреждений. За все годы существования программы «Доступная среда» только три учреждения успешно в нее вступили и успешно освоили выделенные деньги: дом-интернат для престарелых и инвалидов, комплексный центр социального обслуживания и детский реабилитационный центр. Остальные учреждения медицины не вступают в программу. У нас были недоступны районная поликлиника, стоматологическая поликлиника.

Доступная среда в городе сейчас обустраивается с помощью спонсоров, предпринимателей. Завод «Электромеханика» сильно помогает нашему клубу, они установили входную группу в поликлинике, два электроподъемника в жилых домах, где живут колясочники, также помогают приобретать коляски. 514-й авиационный ремонтный завод также среди наших крупных спонсоров. В принципе, с представителями бизнеса у нас сотрудничество налажено, не хватает государственной поддержки.

 

Во Ржеве нет транспорта для инвалидов

– В городе нет ни одного низкопольного автобуса, – продолжает Мария. – На город есть две машины с подъемниками, они принадлежат комплексному центру. Но работа социального такси очень неудобна. Чтобы куда-то поехать, нужно заказывать его за 10 дней, но иногда нужно срочно. У меня была такая ситуация, я ходила к стоматологу, на следующий день после врача мне нужно было приехать к восьми утра на рентген. Я позвонила в социальное такси, но мне сказали, что запись за 10 дней, к тому же водитель работает с 9:00 до 17:30. Получается, что в выходные или срочно, с острой болью, невозможно никуда поехать. Соответственно, это только поездки к врачам, на концерт или к знакомым ты на этом такси не поедешь.

Мы понимаем, что Ржев – город не областной, поэтому финансирования на низкопольный транспорт у нас не будет. Поэтому мы вышли с такой инициативой, как инватакси. Я обращалась по этому вопросу к заму по социальным вопросам Надежде Леонтьевой 7 марта этого года, письменно, но ответа так и не пришло. Я не знаю, как еще добраться до администрации, для инвалидов-колясочников она по-прежнему недоступна, по телефонам не дозвониться, на письменные обращения никто не отвечает.

Часто выходом является достать личный телефон начальника. Например, с начальником дорожного отдела я могу связаться в любое время, у меня есть его номер. Если идет ремонт дороги, мы вместе выходим на объект, все наши пожелания учитываются.

– Городская администрация не планирует в ближайшее время сделать пандусы, подъемники?

– Не знаем, уже наступила зима, сложно что-то будет сделать. Посмотрим в марте. Кстати, в районной администрации среда обустроена, и даже в некоторых администрациях сельских поселений.

– А в чем заключается ваше предложение по инватакси?

– Идею мы подсмотрели в других городах. У нас в городе несколько таксопарков. Мы хотели предложить администрации поговорить с их владельцами о приобретении хотя бы одного автомобиля с низкой посадкой и высоким салоном, в котором открываются задние двери. Инвалиды смогли бы вызывать этот автомобиль, когда куда-то нужно. Думаю, такая услуга была бы востребована.

К сожалению, сейчас мы можем передвигаться не на каждом такси, багажники маленькие, не каждая коляска влезет, плюс пересесть из коляски в салон могут не все. Так как администрация не хочет рассматривать наше предложение, я уже подумываю обратиться напрямую к владельцам таксопарков, возможно, нас снова спасет бизнес.

– Как сейчас вы передвигаетесь по городу?

– У меня электроколяска, на ней в такси не попасть, поэтому либо пересаживаюсь в коляску активного типа и еду на такси, либо еду на электроколяске.

– В этом году мы с Андреем Увиковым проверяли тверские улицы на доступность и нашли много недостатков, у вас возникают проблемы при передвижении?

– Пока мы делали карту доступности, я изучила многие места, поэтому уже знаю пути и улицы, которые могу преодолеть одна или с помощником, плюс, я уже говорила, наш дорожный отдел оперативно реагирует на замечания. На данный момент в городе, например, осталось около пяти пешеходных переходов, которые нужно переделать. Но есть другая проблема: некоторые предприниматели открывают магазины, начинают благоустраивать территорию перед ними, в итоге получаются катастрофичные переходы между участками плитки перед соседними магазинами. Мы попросили внести поправки в правила благоустройства города, чтобы владельцы следили за перепадами тротуара, не знаю, учтут ли это.

– В зимнее время есть возможность передвигаться?

– Сложно. Вопрос очистки улиц и очистки пандусов стоял с прошлой зимы. Главная проблема: по улице прошел грейдер, расчистил снег, у переходов остались сугробы, пешеходы протоптали себе тропинки, скачут через горы снега, а колясочнику их не преодолеть. В прошлом году мы обращались с просьбой исправить ситуацию, это учли. Вскрылась еще одна проблема: дворник чистит снег с лестницы, а пандус игнорирует, иногда еще и снег с лестницы складывают перед пандусом, мы также просили исправить ситуацию, пока вроде чистят.

 

Культура доступна со скрипом

– Есть ли в городе еще проблемные объекты?

– Да. Например, Сбербанк. В городе два крупных отделения. Одно полностью адаптировано, но находится очень далеко от центра, поэтому не все могут приехать. В отделении в центре города еще в 2014 году установили электроподъемник, но сейчас заканчивается 2017 год, а его так и не запустили. Объяснили, что поставщик привез неполный комплект, но решать вопрос об обмене руководство отделения банка не хочет. В стоматологии входную группу мы оборудовали с помощью предпринимателей, но там не хватает оборудования.

– Доступны ли в городе культурные объекты?

– Со скрипом. В этом году проходили ремонты домов культуры, сейчас они доступны для инвалидов-колясочников. Но есть проблема со вторыми этажами. Мы давно просим приобрести один подъемник для отдела культуры, который привозили бы в случае необходимости.

Я занимаюсь графикой, и возникла проблема, когда мы организовывали мою персональную выставку. Выставочный зал находится в центральной библиотеке, на втором этаже, само здание оборудовано неплохо, но наверх не подняться. Тогда на помощь пришли сотрудники МЧС, они поднимали нас на руках. Но каждый раз не будешь просить МЧС, тем более если это нужно каждый день, ведь я проводила в рамках выставки мастер-классы для школьников.

Недавно построенный кинотеатр доступен для нас, к тому же там есть еще и кафе, и боулинг. Есть несколько оборудованных ресторанов в городе.

– В Твери большой проблемой для инвалидов является ж/д вокзал, у вас как обстоят дела?

– Мы обследовали железнодорожный вокзал Ржева в этом году, он адаптирован не полностью. Пандус, ведущий на перрон, имеет очень большой угол наклона. При практически идеальной доступности – это большой минус, но обещали переделать. Удивили почтовые отделения, они доступны и для инвалидов-колясочников, и для людей с нарушением зрения. С тверским вокзалом мы, кстати, тоже сталкиваемся, когда куда-то едем, ситуация там ужасна. Автовокзал у нас недоступен, пандус сделан, но условно. Хотя и смысла в этом нет, автобусы не приспособлены для инвалидов. У нас вообще в Тверской области проблемы с транспортом для инвалидов. Мы очень редко выезжаем куда-то на соцтакси, нам две машины предоставляют. Сейчас в области развивают туризм, хотелось бы, чтобы учитывалась и доступность для инвалидов-колясочников.

– Вы на своих страницах в соцсетях написали, что в этом году вашему клубу ко Дню инвалида выделили смешные деньги…

– Да, 55 рублей на человека. Это 1 000 рублей на клуб, и то эти деньги не выдаются, только гарантийное письмо, а мы делаем покупки, приносим чеки и получаем деньги. Такая сумма – это не вина соцзащиты, это деньги, которые были заложены в бюджет. Мы на эти деньги купили 24 литра сока… Я долго думала, что на них приобрести. В прошлом году закупали шоколадки, в этом году не хватило.

– Работа для инвалидов в городе какая-то есть?

– В нашем клубе большинство инвалидов-колясочников не трудоустроены, инвалидам-опорникам в этом вопросе немного проще. Работодатели неохотно берут инвалидов, поэтому многие находят выход в работе на дому или в интернете, но там слишком много мошенников.

Беседовала Екатерина СМИРНОВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх