Путешествие по реке Орше. Следы древней цивилизации в непроходимой глуши под Тверью

14.08.2018, 13:41

След доисторического озера

Иногда оршинские мхи в сильную жару загораются, и тогда дышать нечем ни в Твери, ни в Москве. Столб дыма поднимается до самого космоса. Потушить их невозможно, и они горят до самой зимы.

Оршинские болота образовались на месте заросшего ледникового озера, из которого когда-то вытекали реки Орша, Созь и Кимрка, образуя Верхнюю Волгу. Люди здесь поселились у края Валдайского ледника, возвышавшегося в небо на несколько километров и укрывавшего здешнюю местность от северных ветров, около 10 тысяч лет назад.

Болото Оршинский Мох, расположенное в Тверской области, считается крупнейшим верховым болотом с запада от Уральских гор. Его размеры примерно 30 на 40 километров, а местами и больше. На истоке Орши, которая теперь берет начало в болоте, лес называется ямник. Слово «ямы» происходит от Йамы, имени древнего бога индоевропейцев. Похоже, здесь были капища. Вокруг Оршинского Мха еще заметны заросшие соснами песчаные дюны, когда-то бывшие широкими пляжами у озера с хрустальной ледниковой водой. И везде можно найти следы первобытных городищ некой цивилизации, о которой местные люди уже ничего не помнят.

По реке Сози из Волги можно попасть против течения на мощном катере в самый центр оршинских болот – озеро Великое. Лет пятнадцать назад я арендовал вертолет на аэродроме Змеево под Тверью, и мы с тогдашним губернатором Владимиром Платовым и журналистами газеты «Караван+Я» обследовали эту огромную заболоченную территорию, где живут только волки, медведи, бобры, нутрии, норки… В тех лесах до сих пор водятся рыси и волки-альбиносы. И вьются триллионы комаров, которые готовы вас съесть живьем.

Мы с журналистами «Каравана» даже ночевали на острове на озере Великом. Великим оно называется не за размер – название происходит от слова «Велес» (у финно-угров Вала). Здесь были ведические капища Велеса. Солнце всходило в день весеннего равноденствия, как раз в созвездии Вала (Тельца), в начале бронзового века, когда здесь на песчаных берегах чистейшего озера бурлила жизнь.

Прародина многих народов

Именно отсюда вышли многие скандинавские народы. Например, жители графства Уэльс (Велеса) в Великобритании до сих пор называют себя кимрами. Многие имена древних богов, сохранившиеся в скандинавских и английских сагах и сказаниях, как в хрустальной горе, законсервированы в топонимах Тверской и Новгородской областей – в названиях городов и рек.

Особенно здесь популярен Велес – имя Всевышнего в астрологическую эру Тельца, от него происходит Валдай, Волга. Очень популярен Тор, сын Одина (единого бога Перуна). Его именем названы города Торопец, Торжок. В названиях Тверской области можно найти всех семи богов индоевропейцев, даже Старицу. Есть такой город на Верхней Волге. Старк переводится с английского как «окоченевший», «застывший» – эпитеты, подходящие для умудренных жизнью стариков и стариц древнего Валдая. Среди семи богов («новых»), которым поклоняются в древнем мире в фильме «Игра престолов», тоже есть Старица. Столица Старков (Винтерфелл – «зимний холм») – это наша местность во время Валдайского оледенения. Здесь испокон веков находились «фиваиды» – древние монастыри волхвов, сюда на истоки уходили старики и их авесты.

В нашу эпоху здесь уже была однажды столица России, в селе Кушалине под Тверью, когда Иван Грозный ушел в Александровскую слободу в отказ, а «русским царем» назначил Симеона Бекбултовича (до крещения Саин-Булат хан), ордынского царевича. Кушалино было вотчиной Симеона Бекбулатовича.

 

След Смутного времени

На фото супруги поэтесса Марина Батасова и профессор Александр Сорочан у своего персонального лабиринта. На даче профессора Александра Сорочана, которая находится на Орше, домочадцы в огороде вырыли, например, нечто металлическое и круглое, как ядро, и странный предмет, назначение которого я определить не могу. Материал стреловидной лопатки какой-то странный. Вроде камень, а вроде какой-то редкоземельный металл или вообще некая органика, может быть, древняя ракушка. Для чего наши предки могли использовать эти предметы?

Сегодня здесь лес наступает. Но говорят, здесь когда-то пахали. Может, это, конечно, какая-нибудь запчасть от сельхозтехники.

Впрочем, ядро, найденное в Славновском сельском поселении под Тверью, скорее всего относится к периоду смутного времени и освободительного похода Скопина-Шуйского. Тогда Москва была захвачена Лжедмтрием Вторым, опиравшимся на польских наемников. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, опираясь на шведских наемников, вознамерился освободить Москву. Его поход начался со взятия Старой Руссы. Затем он одержал победы под Торопцем, Торжком. После этого русско-шведская армия под предводительством Скопина-Шуйского, насчитывающая уже 18 тысяч ратников, подступила к Твери. В битве под Тверью в результате предпринятого юным полководцем обманного маневра был наголову разбит польский воевода Зборовский. Наши находки позволяют предположить, что сражение происходило недалеко от села Славного.

К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч воинов. Противодействующая сторона стала стягивать силы под Калязин. 12-тысячный отряд Яна Сапеги оставил осаду Троице-Сергиевой лавры и пошел на соединение с выступившими из Тушина запорожскими и донскими казаками. По численности это объединенное войско не уступало тому, которое собрал Скопин-Шуйский. Вблизи Троицкого Макарьева монастыря началась Калязинская битва русских против русских с участием наемников с обеих сторон. Вот о чем напомнило ядро, найденное на берегу в верховьях реки Шоши.

 

Вокруг Оршинского монастыря

Переместимся в устье реки Орши, к тому месту, где она впадает в Волгу.

Мало кто знает, что Волга начинается недалеко от Питера и Москвы, как раз посередине, на Валдайской возвышенности, в Оковском лесу – в стране валькирий, чертоге Тора, сына бога.

В устье Орши у впадения в Волгу – женский Оршинский монастырь. Монастырей я не люблю, так как в нынешних нет благодати. Нет там уже старцев-исихастов, а значит, и поговорить о минувших эпохах и грядущем будущем не с кем. Православие в России выродилось – сегодня это часто банальные старушечьи фантазии, где все новодел и выдумки. Скажем, православные монашки зачем-то носят мужские шапки турецких янычаров, и в таком виде им кажется благолепно. Лучше бы в кокошниках ходили. Как-то уместнее было бы.

Апостол Павел не рекомендовал без особой необходимости бабам ходить в церковь в мужской одежде, а мужикам – в женской. Монашки, как назло, ходят в мужской, а современные попы тоже зачем-то в юбках. При этом девиц во вполне женских штанах заставляют на попы навязывать грязные тряпки. В общем, совсем запутались бывшие советские атеистки.

Но в женских монастырях все же есть польза. Они украшают округу, их обитательницы сажают цветы, держат котов, коров и лошадей. Вот в Оршинском монастыре держат коня Блондина для красоты пейзажа и осла по имени Осел. Во-первых, от них вокруг хороший газон возникает, во-вторых, они делают мир красивее.

Приезжайте в Тверь, здесь есть что посмотреть.

Геннадий Климов

343 0
Лента новостей
Прокрутить вверх