Те, кто частенько бывает в барах и ресторанах, хорошо знают этого исполнителя. Лева, вооружившись гитарой, приходит в заведения со своим другом скрипачом Александром Коржаковым, исполняя Вертинского, Высоцкого, современный русский рок и шансон. Он держит в голове огромное количество песен, виртуозно играет на своем инструменте и умеет нравиться разношерстной публике.
Фото: Юрий Сурин
С Арбата в тверское МВД
– Лева, с чего началось твое увлечение музыкой?
– Я пошел по стопам родителей. Отучился в музыкальной школе, играл на виолончели. В детстве это дело я не очень любил, если честно. Сейчас скучаю по своему старому инструменту. Потом музыка стала привычкой.
– Как пришел к гитаре?
– Ой, это было довольно романтично. После девятого класса поехали в совхоз «Крестьянин» собирать клубнику. Там жили две недели в деревянном доме, у меня была с собой гитара. Я любил Высоцкого, Розенбаума. Быстро подобрал нужные аккорды и стал играть. Всем понравилось. Позже стал заниматься под руководством Александра Михайловича Скворцова, он до сих пор преподает в музыкальном училище.
– С чего началась игра в барах и ресторанах?
– Я работал на сложной работе, штукатуром. Было нелегко, душа рвалась к музыке. В 1990 году приехал на Арбат, начал играть. Потом познакомился с одним скрипачом, и мы дуэтом играли в летних ресторанах. Так меня затянуло в это занятие. В Твери у меня появилась семья, хотелось быть к ней ближе, и я начал играть в родном городе. Заработало сарафанное радио. На праздники и корпоративы меня стали приглашать различные организации. Нередко звали поздравить женщин с 8 Марта. Так, исполнял песни в таможне, МВД на площади Мира. Помню, полицейские тогда разыграли юмористический спектакль для женщин.
– В девяностые бандитам приходилось играть?
– Наверное. (Смеется.) Они не афишировали свои занятия.
Фото: Юрий Сурин
Люди, на которых стоит обращать внимание и не стоит
– Как оцениваешь нашу ресторанную публику?
– Положительно. Я вообще стараюсь в жизни обращать внимание только на хорошее. Другое дело, что я люблю исполнять то, что нравится мне. Но иной раз просят спеть то, к чему не очень душа лежит. В таких случаях я пользуюсь небольшой хитростью. Просто делаю ту аранжировку, которая мне по душе. Модифицирую и выдаю псевдоиндивидуальный продукт. (Смеется.) И человек доволен, что я его любимую песню исполняю, и мне хорошо.
– Но люди любят сравнивать. Некоторые считают, что, если исполнение не похоже на оригинал, это обязательно плохо.
– На это не надо обращать внимание. Главное, чтобы тебе самому нравилось. Приходится иной раз сталкиваться с критикой. Если она исходит от компетентного человека, я стараюсь исправиться. А если нет, то «ты говори, мы тебя послушаем». Сложно бывает с нетрезвыми людьми, среди них встречаются неадекватные. Но нельзя на это реагировать, обижаться. Как говорят, собака лает, караван идет.
– Что чаще всего просят спеть в тверских заведениях?
– Михаила Круга. Думаю, это неудивительно.
– Есть музыка, которая тебя бесит?
– Такой нет. Я не заостряю внимание на своем отношении к той или ной песне. Нужно уметь абстрагироваться. К тому же, я не интернет, могу что-то не знать наизусть, поэтому, если уж совсем не нравится что-то, предложу послушать другое. В основном люди некатегоричные, соглашаются.
– Где лучше всего играть?
– Не могу сказать. Везде есть те, у кого хороший вкус и предпочтения, с кем есть о чем поговорить. В собеседнике очень ценю чувство юмора. Без него сложно.
Бурштейн-преподаватель
– Лева, я слышала, ты преподаешь? Как проходят занятия?
– Да, у меня есть ученики. Я стараюсь им привить любовь к музыке и сделать занятия интересными, нескучными. От них же требую внимательности и посещаемости.
– А если у человека нет музыкального слуха, можно забыть про занятия?
– Конечно, нет. Музыкальный слух развивается. Будет немного сложнее, но у меня в наличии есть специальные системы построения аккорда, рук и т.д. Научим всех. Главное, чтобы не ленились.
– Играть в ресторанах и кафе – прибыльное дело?
– Прибыльно было примерно до 2014 года. Сейчас достаток людей значительно снизился, на мой взгляд. Это я даже вижу по столам, которые обеднели. Теперь вряд ли на них увидишь французский коньяк.
Надюша
– И хотелось бы задать личный вопрос. Твоя любовь Надюша, как ты ее нежно называешь, как реагирует на то, что дома отсутствуешь вечерами, в выходные? Вокруг много красивых женщин, а ты такой романтичный, с гитарой. Не переживает?
– Она переживает, если я в мятой или грязной рубашке собрался идти. «Не позорь меня, на, надень вот это», – говорит. Этого человека я люблю всей душой, и она это знает. Ухаживает за мной, вкусно накормит. Ей не о чем волноваться.
Дашун САМАРИНА