Ольга Кормухина, Алексей Глызин и… «шансон»

31.07.2012, 13:21

Павел Паскаль прикипел к тверской земле душойВ загородном комплексе «Барская усадьба» (д. Волга, Старицкий район) прошел 10-й, юбилейный, фестиваль, посвященный памяти Михаила Круга. Корреспондент «Каравана» побывал на гала-концерте и пришел к выводу о своеобразной эволюции жанра

 

Шансона, в прямом значении этого слова (чего-то вроде русскоязычного варианта Пиаф, Матье и Азнавура), разумеется, на концерте не наблюдалось. Впрочем, как и «блатняка» образца 90-х, который с чьей-то легкой руки и стали называть «русским шансоном». Человек, придумавший эвфемизм (а это был явно не дядя-дальнобойщик), преследовал единственную цель – поместить «музыкальную ресторанщину» в контекст не просто русской культуры, но и мировой! На сайтах, посвященных «шансону», вы с легкостью встретите рядом такие имена, как Мирей Матье и группа «Бутырка». Казалось бы, чего общего? Но сам термин вроде как позволяет: в обоих случаях – поют (chanson по-французски значит «песня»).

Сегодня, пожалуй, термин «шансон» держится лишь на названии одноименной радиостанции, точнее, определении ее формата. Классика жанра, во всех смыслах слова, осталась в прошлом. Кто этого еще не понял, обратитесь к позднему творчеству самого Михаила Круга. Там – сплошная лирика. Если бы Михаил Владимирович сейчас был жив, то, скорее всего, откровенной блатной тематики в его песнях не присутствовало. Было бы нечто иное.

По-иному прошел и этот фестиваль. Практически все, что я услышал, можно запросто охарактеризовать как незамысловатую поп-музыку, где больше «души», чем вокала. Алла Пугачева с ее последними опусами, Александр Буйнов или Ирина Аллегрова смотрелись бы весьма органично рядом с выступившими на гала-концерте Мафиком, Катериной Голицыной, Любовью Шепиловой или Леонидом Телешевым.

Впрочем, на роль шансонье вполне могла претендовать харизматичная Стелла Джанни – поющая журналистка и обладательница премии «Шансон года». Хотя бы потому, что однажды собрала самый престижный в Париже концертный зал «Олимпия» и спела дуэтом «Paroles paroles» (в оригинале – песня Далиды) с Аленом Делоном. Исполненная артисткой композиция «Такси «Шансон» стала неким гимном мероприятия.

В программу фестиваля самым замечательным образом вписался и небезызвестный Паскаль (Павел Титов), хотя не с «Шелковым сердцем». Я поинтересовался у музыканта, каким образом сложились его теплые отношения с тверской землей, ведь даже на разогрев «Бони М.» в 2000 году пригласили именно его?

– Все очень просто – свой первый альбом я записывал на тверской студии «Салам». Теперь Тверь – родной мне город. Здесь мои друзья и даже родственники. Игорь Лалетин (оранжировщик студии. – Прим. авт.) стал моим кумом.

Другим популярным исполнителем (можно сказать, легендарным), выступившим на фестивале, был Алексей Глызин. По меркам 10-летней давности тоже не «шансон», сегодня – вполне «в формате».

Однако окончательно разрушило прокрустово ложе определения жанра появление замечательной рок-джаз-певицы – обладательницы национальной музыкальной премии «Овация» и титула «Лучший голос России» Ольги Кормухиной. Перед ее выступлением публику предупредили, что «сейчас всех накроет мощная звуковая волна»! Но, казалось бы, настроенная на традиционный «русский шансон» аудитория ничуть не испугалась штормового предупреждения. Напротив, Кормухина – единственная из участников фестиваля, которой, не жалея глоток, зрители кричали «Браво!» Совсем недавно певица с успехом продемонстрировала мощные вокальные данные на «Нашествии». Теперь вот – солидная публика в «Барской усадьбе»… Спрашиваю у Ольги Борисовны:

– Где вам комфортнее – на рок-сцене или среди исполнителей/слушателей «шансона»?

– Везде! Я везде своя: и там и здесь одна и та же публика – русские люди! Кстати, осенью я запланировала дать сольный концерт в Твери.

Мама Михаила Круга - Зоя Петровна ВоробьеваНа сцену Кормухина вышла, разумеется, в красном, в соответствии с названием ее главного хита из нового (спустя 20 лет после последнего сингла) альбома «Падаю в небо». Ольга Борисовна не пела «Simply the Best»: исполнила всего три композиции, в том числе – в память о Круге – знаменитую песню Виктора Цоя «Кукушка».

Кормухину, как и прочих, поощрили памятными грамотами, а некоторые артисты получили медаль Михаила Круга. И не только артисты: награду вручили маме Михаила Воробьева – Зое Петровне и старшей сестре шансонье, куратору фестиваля, директору Фонда творческого наследия Круга – Ольге Медведевой (Воробьевой).

Как рассказала «Каравану» Ольга Владимировна, Ирину Круг – певицу, которую ждали на фестивале особенно, зрители не увидели по форс-мажорным обстоятельствам:

– Она опоздала на самолет из Таиланда и жалеет об этом не меньше, чем все мы.

В этом году нашему знаменитому земляку, русскому «шансонье», барду, стоящему и сейчас «у руля» популярнейшего музыкального направления Михаилу Владимировичу Воробьеву (Кругу) могло бы исполниться всего-то 50. При этом уже десять лет, как его нет с нами. Так что, как выразилась Стелла Джанни, «юбилейный фестиваль получился с грустинкой». Но мы-то знаем, что «звезда» Круга не погаснет, как финальный фестивальный фейерверк: он зажег ее надолго. А Ольга Кормухина доказала, что нет никакого русского шансона, есть русская песня. А там – по обстоятельствам…

Александр КОНСТАНТИНОВ, фото Ильдара АЮПОВА

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх