Писатель из Твери прославился на весь мир

21.08.2012, 11:57

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ В РОССИИ ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАШЕМУ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКУ

 

Имя Андрея Круза я узнала задолго до того, как прочитала его первую книгу, благодаря многочисленным литературным интернет-сообществам, в которых состою. Отзывов на него много, и все восторженные. Но читать самой не хотелось. Не мое. Крепкий боевик с персонажами, достойными Джорджа Ромеро (культовый режиссер фильмов о живых мертвецах. — Прим.авт.), – не мое категорически

А народ-то продолжал зачитываться и выплескивать свое восхищение в интернет-пространство. В общем, я купила первую книгу «Начало» (серия «Эпоха мертвых») исключительно из любопытства, заранее определив планку: три страницы как-нибудь осилю.

В результате я ее не прочитала, а проглотила за несколько часов, не в силах оторваться от сюжета, мучаясь желанием заглянуть в последнюю главу и жутко сожалея, что страницы закончились. На следующий день я побежала по магазинам скупать Круза.

Несмотря на такую популярность книг, о самом авторе в Интернете крайне мало информации: живет за границей, имел вовсе не литературный бизнес – магазин оружия. Но самое неожиданное, Андрей Круз – родом из Твери.

Я очень благодарна за то, что один из самых популярных в России писателей согласился дать мне это интервью.

— Андрей, безусловно, очень неожиданно и приятно, что, наверное, самый читаемый на сегодняшний день в России писатель Андрей Круз – наш земляк. Как долго вы жили в Твери (Калинине), где учились, чем занимались здесь? Есть какие-то моменты, которые вы помните до сих пор?

— В Калинин я приехал с родителями в младенческом возрасте, к новому месту службы отца, тогда закончившему военную академию. И уехал в Москву после девятого класса школы, тоже к новому месту службы. В общем, можно сказать, что в Твери вырос и до сих пор считаю этот город своей малой родиной.

А помню многое, куда же от воспоминаний денешься. Помню прекрасно двор на улице Коноплянниковой, который мне в детстве казался огромным как город, помню школу, помню друзей, помню все игры, помню, как родители по «военной очереди» купили машину, жигули «копейку», и как мы начали ездить с ними на природу, с компаниями сослуживцев отца.

Переехав в Москву, еще несколько лет тосковал, хотел обратно. Но уже не сложилось.

— В Интернете есть несколько версий, почему вы покинули Россию. И все же почему? Где вы живете сейчас?

— Мотив проще объяснить «так сложилось». В какой-то момент сложилась такая ситуация, что в России у меня работы не стало, а за границей появилась. А семью надо кормить. Так и переехали. Следом за моей работой переезжали из страны в страну, сейчас живем в Испании, в Марбелье. Но, судя по всему, это не окончательное место жительства, как минимум еще один переезд ожидается.

— То, чем вы занимаетесь сегодня за границей, конечно, во многом объясняет скрупулезную детализацию оружия в ваших книгах. Но как так получилось, что вы, по мнению многих, человек очень похожий на своих же собственных героев, вдруг увлеклись писательством?

— Писательством обязан младшему сыну. Вскоре после своего появления на свет он перепутал день с ночью, и мы с женой посменно дежурили у кроватки до утра, не давая ему проснуться. Просто блуждать по Интернету стало скучно, так что решил начать писать книгу. Так появилась «Земля лишних», мой ученический текст. Потом я начал выкладывать свои книги на сайте «Самиздат», где меня и заметило издательство «Альфа-книга». Так писательство стало сперва хобби, а затем и второй работой.

— Только честно, вы ожидали, что ваши книги станут такими популярными? Брутальный боевик, антиутопия. Почему, на ваш взгляд, именно этот жанр стал сегодня так востребован у читателей, причем как у мужчин, так и у женщин, несмотря на явную «мужскую» специфику романов?

— Я ожидал, что они станут популярны. Потому что одним из мотивов к их написанию была мысль: «Я хотел бы почитать что-то такое, но этого никто не пишет». Не думаю, что я такой большой оригинал, поэтому предполагал, что «что-то такое» хочет почитать кто-то еще кроме меня самого. И, получается, угадал.

А насчет причины популярности: вестерны ведь до сих пор популярны, верно? Где добро и зло персонифицировано, где есть хорошие парни и плохие парни, где добро с кулаками, а не с высокомудрыми рассуждениями, и оно карает зло быстрым выстрелом из револьвера на пыльной улице маленького городка. Вот и я пишу вестерны, хоть это и не сразу видно. Но если присмотреться, то правда открывается.

— Ваш герой – сильный мужчина, который в случае острой необходимости, когда вокруг все рушится, вспоминает свои навыки владения оружием, пилотирования, вождения и так далее. При этом он пытается спасти не только себя и весь мир, но и свою жену, подругу. Вам не кажется, что это слишком идеальный образ героя? Или отважный спасатель на самом деле скрыт в любом мужчине?

— Чем же он идеальный? Нормальный человек, на мой взгляд, должен поддерживать себя в какой-то форме и иметь хотя бы базовый набор умений. Я могу просто себя в пример привести: я очень хорошо стреляю, я каждый вечер бегаю по восемь километров и устраиваю себе пятичасовой марш-бросок по горам по субботам, каждое утро минут сорок колочу мешок, у меня есть лицензия пилота-любителя, я умею водить малые суда и джипы по камням и грязи. Я могу сделать, например, стол или шкаф или починить машину. При этом я самый обычный человек, имеющий еще и семью, и работу. И я знаю великое множество людей ничуть не менее рукастых и подготовленных к жизни.

А вот мир спасать мои герои не бросаются как раз, разве что обстоятельства так складываются, что заодно они помогают и миру. Обычно их стремления куда менее глобальны и куда более приземленны. Семья, друзья, «свои», просто люди вокруг, те, кто нуждается в помощи, — вот те, за кого они вступаются. А про целый мир им думать некогда, и так проблем выше головы.

— Часть романов написано вами в соавторстве с вашей женой. В чем заключается ее работа и, главное, как вам удалось вовлечь ее в это дело?

— Она сама вовлеклась, читая то, что я написал. Первой книгой была «Земля лишних», и главная героиня, Мария Пилар Родригес, была полностью списана с жены, с ее фразами, привычками, поведением и темпераментом. Она начала «корректировать себя», да так и втянулась.

— Сегодня в России очень активно обсуждается вопрос о легализации (в качестве самообороны) огнестрельного оружия. В серии «Я еду домой» ваш герой неоднократно сетует на то, что случись чего, и россияне не смогут себя защитить, потому что у них просто сегодня для этого нет средств. Вы действительно так считаете?

— Я поправочку внесу: обсуждается вопрос легализации короткоствольного оружия, то есть пистолетов и револьверов, оружия скрытого ношения. А так огнестрельное оружие в России давным-давно легализовано и законы по его приобретению и владению вовсе не такие уж строгие на мировом фоне. Никто не мешает гражданину России купить, например, самозарядный дробовик, такой, какой во всем мире почитают «штурмовым оружием» и который многократно опасней, чем пистолет для того, кто находится «с рабочего конца ствола». Граждане страны имеют право покупать снайперские винтовки, из которых можно убить кого угодно с полутора километров, самозарядные карабины, практически автоматы, созданные на основе военных образцов, и они это покупают, и таких дробовиков, винтовок и карабинов на руках у населения миллионы. И никакие страшные бойни в стране не происходят.

Так что средства для самозащиты у того, кто оторвал филеи от дивана, есть. У миллионов людей есть. Но у большинства все же нет, потому что лень никуда не делась, безответственность, надежда на авось, страх перед оружием и изначальная виктимность поведения. Такие люди изначально, по состоянию души, жертвы и «спасаемый контингент». Взять ответственность даже за свою судьбу они не способны.

— В настоящее время в серии «Эпоха мертвых» издаются начинающие писатели, работающие в этом же жанре. Это ваша инициатива или идея издательства?

— Это моя инициатива. Просто стало обидно, что очень неплохие книги, написанные как фанфики, так и останутся сетевыми. Обратился к директору издательства, Владимиру Маршавину, и он идею поддержал. Так и возникла серия «Миры Андрея Круза».

— И последний вопрос. Будущее человечества в ваших романах: тьма, хаос, живые мертвецы и т.д. Из людей выживают только те, кто имеет волю выжить. И  допустим, мне, как читателю, это вовсе не кажется фантастикой. Ваше будущее слишком реалистично. А вы лично, не как писатель, а как гражданин мира, каким видите будущее человечества?

— Я не думаю, что нас ожидает сколько-нибудь радужное будущее. Нет к этому предпосылок, да и сам ход истории, которая, как известно, развивается по спирали, как раз приближается к точке проблем. Что на Россию посмотреть, которая тонет в коррупции и тотальной безответственности, что на весь мир, где обострились абсолютно все противоречия всех со всеми и все на фоне экономического кризиса, — нет ничего, что заставляло бы верить в скорое появление садов на Марсе и наступление всеобщего благоденствия. Лучше все же рассчитывать на худшее, как мне кажется.

(Специально для газеты «Караван+Я»)

 

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНДРЕЯ КРУЗА

Серия «Земля лишних» (в соавторстве с Марией Круз)

Земля лишних. Исход.

Земля лишних. Новая жизнь.

Земля лишних. За други своя.

Земля людей.

Серия «У Великой реки»:

У Великой реки. Поход.

У Великой реки. Битва.

Серия «Эпоха мёртвых»:

Эпоха мёртвых. Начало.

Эпоха мёртвых. Москва.

Эпоха мёртвых. Прорыв.

Серия «Я еду домой»:

Часть 1. Я еду домой!

Часть 2. От чужих берегов.

Часть 3. Те, кто выжил.

Серия «Тьма» (в соавторстве с Марией Круз):

Часть 1. На пороге тьмы

Часть 2. Двери во тьме

Часть 3. Чужой.

Марина ГАВРИШЕНКО

94 0
Лента новостей
Прокрутить вверх