Партия одного человека и тысячи абсурдных идей

30.01.2013, 13:05

На прошлой неделе лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский выступил с инициативой запретить журналистам использовать в своих материалах американизмы, если их можно заменить русскими словами. Народ, как это стало уже принято, в очередной раз похихикал

Сама по себе инициатива абсурдна. Когда только начиналась моя журналистская карьера, опытные коллеги учили: «Не надо растекаться мыслию по древу, применять на практике все словеса, которые ты запомнила из классиков русской литературы, надо говорить с читателями на понятном ему языке, то есть на том, на котором он говорит в жизни».

Разумеется, нецензурщина и прочие непристойности непозволительны, так как труд журналиста все-таки ориентирован на образованную, культурную, воспитанную аудиторию. Поэтому не моя вина, как и не вина любого другого журналиста, что наше общество заговорило американизмами. Да, я сама употребляю в речи слова типа «теги», «блог», «айфон», «о’кей» и даже… «супермаркет». Конечно, я могла бы вместо этого сказать чисто по-русски: «ключевое слово, назначенное как описание какого-либо объекта»; «интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа»; «аппарат, совмещающий в себе телефон и компьютер, самый модный в нынешнем году»; «очень большой магазин самообслуживания, где есть все – от спичек до ананасов и рябчиков». Ладно, за слово «о’кей» – каюсь, произношу (но никогда не употребляю в своих материалах, это первый раз) его лишь потому, что чисто фонетически оно мне более симпатично. В остальных же случаях – зачем произносить (писать) столько слов вместо одного лаконичного?

Заметим, что американизмы в нашу речь входят не сами по себе, а лишь как обозначение тех вещей и событий, которые прочно обосновались в нашей русской жизни. Разве это вина журналистов, что все новинки научно-технического прогресса приходят оттуда? Почему не мы придумали умный телефон и не назвали его, допустим, «матрешка», не мы придумали Интернет и не назвали его «Русеть», почему наши собственные «Одноклассники» и «ВКонтакте» никак не могут конкурировать с их «Фейсбуком»? Почему, когда мы слышим слово «фастфуд», то понимаем, что речь идет о кафе, а при выражении «быстрое питание» думаем, что кто-то вот-вот подавится? А как же мы теперь все любим слово «банкомат», особенно в дни зарплаты. «Офшор, риелтор, траст, мониторинг, ноу-хау, консалтинг» – это уже слова не из Интернета, не из нашей повседневной жизни, но из той сферы, из которой складывается экономика нашей страны.

Не тем занимается Владимир Вольфович, не тем. Мы уже привыкли, что ЛДПР – это партия одного человека. Когда-то его популистские лозунги, несмотря на всю свою эпатажность и бессмысленность, завораживали избирателей. Помните, как он предлагал помыть сапоги в Индийском океане или ввести в России многоженство. Тогда подобные речи поднимали ему личный рейтинг, как результат – рейтинг партии.

Но сегодня настало время реальных дел. Лидер стареет, харизма его сдувается, что ни скажи теперь – все мимо. Мы это видим по «успехам» ЛДПР в Тверском регионе: три депутата в областном парламенте, один – в городской думе. Понятно, что при такой численности местные депутаты никаких инициатив своей партии двигать не могут. Многие связывают это с расколом в самой партии. Не без того, но, может быть, тогда лучше вовсе промолчать и навести порядок в своих рядах.

Вот лучше бы Владимир Вольфович запретил мат, причем везде, и главное – на улице, в общественных местах. Но тут его опередили депутаты-единороссы. А мог бы получиться отличный пиар-ход.

Я очень люблю русский язык. И не потому, что я филолог и русский журналист. А потому, что это мой родной язык, первое слово из которого положило начало моей коммуникации с этим миром. У меня переворачивается все внутри, когда я слышу «ихние», не выношу мата, смирилась с «латынью XXI века» – англицизмами и американизмами. Любой язык – это живой организм, который, как и человек, живет, развивается, меняется в зависимости от множества факторов. Какая жизнь за окном, такой и язык. И именно о жизни за окном должен заботиться депутат и политик, а не о своих пиар-инициативах.

Марина ГАВРИШЕНКО

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх