Разбитый король и половина кошки

12.03.2013, 10:46

Что творится за кулисами театра кукол

 

В Тверском театре кукол грядет премьера: спектакль «Снежная королева». Сейчас опытная команда профессионалов рисует/лепит/одевает кукол для спектакля. Процесс этот весьма трудоемкий. Техническую часть работы планируют окончить в мае, а зрителям «Королеву» представят только зимой. Наш корреспондент заглянул за кулисы театра, чтобы своими глазами увидеть, как рождается сказка

 

– Профессию я не выбирала. Так вышло случайно, – объясняет мне художник-бутафор Анна Ловлина. – По образованию я художник по тканям. Найти работу оказалось непросто. На бирже труда предложили кукольный. Прибежала сюда с радостью…

В театральном цехе «Художники-бутафоры» светло и просторно. Огромный стол завален эскизами, баночками и тюбиками. Над зеркалом висит гирлянда из пушистых остроухих белочек. На шкафу отдыхают две массивные головы: носатые и щекастые. На вешалке каким-то образом затесался огромный красный лифчик: тоже явно «нечеловеческий». Под столом ждут своей очереди слепки кукольных лиц.

Анна Ловлина крутит в руках папье-маше головы Мамаши-разбойницы. Бумажная злодейка, обклеенная газетой, ехидно улыбается в предвкушении своих сценических проказ. Марина Анисимова – второй мастер бутафорского цеха – бодро шкурит голову ворона. Он пока газетный, но характер и судьба уже проглядывают – искаженный в недовольной гримасе клюв выдает в нем сказочного злодея.

Пытаюсь разобраться, из каких частей состоит подготовка к спектаклю. Все оказывается куда сложнее, чем представлялось.

– Первый этап создания спектакля – это худсовет, на котором художник и режиссер представляют задумку нового спектакля, – раскрывает профессиональные секреты Анна Ловлина. – Там художник показывает свои эскизы.

Эти эскизы, черно-белые и цветные, сейчас украшают стены бутафорской мастерской. Художники дарят их мастерам в память о работе над спектаклем. Кстати, многие эскизы представляют собой полноценные картины.

– Вторым этапом идет техсовет, – продолжает Анна. – Там решается, как именно этот спектакль воплотить в жизнь. Потом художник готовит схемы и чертежи всех кукол и подробные изображения всех декораций и реквизита. А затем начинается пахота.

Мне подробно рассказывают и показывают, как, из чего и сколько времени делаются куклы, блистающие впоследствии в свете софитов (подробное описание процесса смотри под фото. – Прим. ред.). Эту работу можно разделить на четыре больших этапа, последний из которых – швейных цех.

Там куклы одеваются согласно эскизам. Швейный цех также одевает актеров-кукловодов и оформляет саму сцену – занавесы и декорации для представления шьются тут же (хотя их делают все без исключения: бутафоры, столяры, механики). Лицом кукол индивидуально занимается художник – автор.

После того как спектакль готов, две-три недели актеры его репетируют. Затем весь театр приглашается на сдачу:

– Всегда удивляюсь, как куклы, над которыми мы долго трудились, вдруг оживают на сцене! Порой их не узнать: в свете и движении они становятся другими! – делится бутафор Марина.

У кукол, как и людей, своя судьба. Многие спектакли в Тверском кукольном в ходу по 20-30 лет. С ними и куклы живут долго и насыщенно – лишь иногда проходят реставрацию. Например, старичок Морозко, сделанный в 1991 году, по сей день радует зрителей. После списания спектакля особо важные персонажи оказываются в музее на втором этаже театра. Других дарят областным домам культуры, где они еще могут принести пользу.

Мастера не скрывают, что у каждого есть свои любимцы. Анна любит делать еду и украшения для кукол, а из персонажей с нежностью вспоминает Карлика Носа:

– Его было так жалко, он был очень милый, хорошенький!

 Бывают и «вредные» куклы.

– Помню, был Крысиный король. Он упал и разбился, потом его делали заново, – вздыхает Марина.

Неожиданно мой взгляд упирается в поролоновое тело рыжей кошки без головы.

– …потому что для некоторых трюков на сцене создаются по два или даже по три дубля одной куклы, – отвечает Анна на мой немой вопрос. – Эта половина кошки станет каскадером на сцене, выполняя на радость детям акробатические фокусы.

Процесс создания кукол «обкатан» за долгие годы, а потому спектакли ставятся в срок. Говорят, здесь бывают авралы. Но я видела лишь открытых, спокойных людей, искренне увлеченных своей профессией. Тех людей, под чьими руками ежедневно рождается сказка.

 

Первыми за дело берутся  художники, они лепят из глины головы кукол, из которых бутафоры изготовляют гипсовые отливки. По этим отливкам на клейстер и клей выкладывают много слоев бумаги – получаются две половинки головы (лицо и затылок). Позже половинки соединяют незаметными швами – и голова готова. Еще несколькими слоями бумаги ее упрочняют, потом ошкуривают – чтобы она стала гладкой и прочной, словно дерево.

 

 

Готовые головы кукол отправляются к механикам. Здесь им создают «скелет» (ставят на гапит) и заставляют двигаться. Застенчивый механик-конструктор Валерий по образованию электрик (на этом поприще отработал 25 лет), в театре служит 3 года. Под негромкое бурчание магнитофона целый день Валерий «оживляет» застывших кукол. Благодаря механикам персонажи начинают двигать глазами, ногами, руками и открывать рот в широкой беззубой улыбке. Показывая мне уже готовых героев, Валерий и сам радостно улыбается.

 

 

От механиков куклы вновь попадают к художникам-бутафорам (в тверском театре таких цеха два), где обретают свою плоть и… цвет. Во втором цехе бутафоров трудятся мастера Надежда и Мария. Надежда создает тело большого ухмыляющегося тролля, а Мария красит белой кистью куклу Герду для «Снежной королевы».

Наталья СИТНИКОВА

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх