Андрей Кураев и Тверская епархия. Скандал нарастает

14.01.2014, 10:49

Игумен Кирилл (Имохин) служил с владыкой Виктором 31 декабря

История с увольнением накануне Нового года из Московской духовной академии известного православного миссионера и богослова диакона Андрея Кураева имеет непосредственное отношение к Тверской епархии. Первые две недели нового года околоцерковная общественность России напряженно следила за публикациями в блоге о. Андрея, где шла волна разоблачений

 

Скандал начался после того, как о. Андрей написал об итогах проверки в Казанской духовной семинарии. Семинаристы жаловались на гомосексуальные домогательства проректора, игумена Кирилла (Илюхина). Этого самого игумена, после того как приехавшая из Москвы комиссия подтвердила факты, изложенные в жалобах, вдруг стали прочить… на пост заведующего кафедрой теологии Тверского государственного университета. По сообщениям о. Андрея Кураева, митрополит Тверской и Кашинский Виктор представил его монахам Тверской епархии как «достойнейшего из достойных», того, кто сумеет наладить на тверской земле православное образование и издательское дело.

Правда, ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский сразу уточнил: кафедра теологии находится в светском учебном заведении, заведующий у нее уже имеется, и никто не собирается его увольнять. «Казанский голубок» летит мимо Твери» – так назывался следующий пост Кураева.

Увы. Андрей Кураев ошибся – видимо, страсти оказались сильнее доводов разума.

И теперь я вынуждена сослаться на свой внутрицерковный опыт…

Так получилось, что о нетрадиционных наклонностях в окружении тогда еще епископа Тверского и Кашинского Виктора я узнала, совершая первые шаги в православии – в начале 90-х. Причем узнала не из сплетен: источник был, к сожалению, достовернее некуда. Несколько месяцев после этого я не могла зайти в храм. Но поскольку православие для меня явилось итогом довольно долгого религиозного пути, то я выработала своего рода «технику безопасности». Не важно, что священник, который служит литургию, грешник. Таинство от этого совершаться не перестает. А чтобы у меня не было искушений, я должна постараться ничего не знать о его личных грехах. Посему надо просто ходить в храм и стоять за печкой… Меньше знаешь, крепче спишь. На архиерейских службах поначалу я старалась не бывать. Позже смирилась и по праздникам стала ходить и на них.

Тем более все поутихло. Больше десяти лет в Тверской епархии был некий «статус кво», не позволявший «голубизне» выплеснуться на поверхность. Управделами был архимандрит Адриан (Ульянов), ныне епископ Ржевский, человек очень строгих правил. (Теперь священники, оказавшиеся в его епархии, просто потрясены: «Мы, – говорят, – не знали, что к епископу можно обращаться за поддержкой, думали, что владыки только орут и ногами топают».) Ответственным секретарем епархии был о. Павел Сорочинский, тоже умнейший и достойный священник.

Ну, подумала я, все успокоилось. Владыка постарел, к тому же у него сильнейший диабет… Однако с отъездом Адриана все вообще пошло вразнос. Авторитетное «белое» духовенство утратило силу, у них поотнимали храмы, часовни и т.д. Священниками буквально «играют в шахматы»: забирают у них храмы, которые они 20 лет восстанавливали, и, невзирая на семейные обстоятельства, на плач прихожан, жертвовавших на эти храмы, перемещают их по епархии. Все сидят затаившись – только бы не обратить на себя внимания владыки.

На место Адриана настоятелем центрального Вознесенского собора поставлен молоденький иеромонах Дионисий (Батраев), наперсник владыки Виктора. Иногда рядом с храмом видна его шикарная машина, но сам он, к счастью, почти не служит – я, во всяком случае, не видела.

Обидно за память священномученика Фаддея, епископа Калининского, мощи которого находятся в Вознесенском соборе: из-за них я продолжаю ходить в собор, хоть там и окопался грех – мы каждый год помещаем статью про владыку Фаддея в новогоднем номере, только в этом году мы не сделали этого из-за графика выхода на праздники.

31 декабря, в день, когда калининского епископа-мученика убили в тюрьме, в центральном соборе Твери митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору сослужил «герой» постов о. Кураева – бывший проректор Казанской семинарии Кирилл (Илюхин). Ну и Дионисий (Батраев), настоятель собора…

Выглядело это как вызов.

Я не знаю, как эти люди не боятся Божьего гнева (наверное, каждый из них, начиная церковную карьеру с «заднего хода», как-то умудрился примириться со своей совестью). Загадка для меня и то, как они отваживаются прикладываться к мощам святителя, умученного за веру 31 декабря 1937 года.

Но чисто по-номенклатурному, наверное, все было так. Владыка Виктор сам Интернет не читает, всю ситуацию знает в интерпретации Дионисия, который, видимо, не докладывает ему, какой шквал разоблачений идет в Сети. Узнав об увольнении диакона Кураева из Московской духовной академии, он по-чиновничьи рассудил, что победил.

На нашем сайте etver, в рубрике «конференция», то, что творится сейчас в комментах у Кураева, началось года полтора назад – это была единственная площадка в Тверской области, где люди могли, не регистрируясь, высказывать все, что наболело. Примерно в конце лета мы были вынуждены ввести на этом форуме новые правила, теперь там можно писать, только заходя через аккаунты в социальных сетях. Признаюсь, что одним из мотивов было приостановить околоепархиальную дискуссию – уж больно отвязно она велась. «Как бы, метя в «голубое лобби», не ударить по всему православию, искушение-то какое», – думала я.

Кураев выстрелил из орудия, куда более мощного, чем наша региональная «конференция». И именно его голос может сыграть историческую роль в самоочищении Русской православной церкви. Стало ясно: нарыв, зревший с советских времен, надо вскрывать. Сегодня Кураев одновременно решает несколько задач, казавшихся неразрешимыми. Во-первых, конечно, борется с «голубым лобби», и, возможно, самых одиозных епископов в результате этой борьбы все же уберут.

Во-вторых, избавляет РПЦ от необычайно пагубной для нее роли «министерства по делам духовных скреп», навязываемой Церкви в последние два-три года. Причем как изящно вышло: весь прошлый год российский идеологический официоз боролся с «евросодомом» так дубово, что интеллигенция в социальных сетях чуть ли не поголовно записалась в толерантные ко всем извращениям атеисты. А тут такой удар! Вне официоза наша Церковь традиционно очищается от всего грязного и наносного, начинает сверкать как бриллиант. Те, кто верит и желает быть с Богом, искушение преодолеют – я же преодолела.

Затем – момент общеполитический. Неосторожность того же владыки Виктора может повлечь за собой лавину удивительных разоблачений, в результате которой окажется, что громче всех кричали «Долой геев!» сами же оные граждане.

Возможно, по дороге будет поражен еще ряд целей, давно мозоливших глаза гражданам.

И это все – один маленький, но очень смелый диакон Андрей Кураев.

Знаю, что сейчас готовится письмо в патриархию от всех клириков Тверской епархии – в поддержку митрополита Виктора. Но письмо подневольных, во всем зависимых от архиерея священников – все равно что письмо солдат в поддержку генерала, ясно, что не подписать его было нельзя. Думаю, что в патриархии, получив такое послание, должны, наоборот, насторожиться.

Слышала я и о резко негативной реакции на информацию из блога Кураева, высказанной губернатором Тверской области Андреем Шевелевым. Будет очень жаль, если из-за «слабостей» владыки Виктора разрушится сотрудничество со светской властью в вопросах восстановления храмов, воспитания молодежи и т.д.

Патриарх Кирилл пока не отреагировал на происходящее. Будем ждать.

Мария ОРЛОВА

290 0
Лента новостей
Прокрутить вверх