Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Любование ушедшей эпохой: жительница Твери воссоздает моду прошлых веков

09.08.2023, 09:00

Жительница Твери Нина Григорьевна Павлова, реконструктор костюма, «дама Ботанического сада», исследователь моды, воссоздала множество костюмов XVIIIXIX веков, рассказала «Каравану» о своем взгляде на бальную моду России позапрошлого века.

Многие жители Твери видели Нину Григорьевну в образе купчихи Адели Ивановны Бобровой на различных праздниках и фотоэтюдах в проекте Ботанического сада «Новый взгляд на старый сад». Напомним, что купцы Бобровы являются создателями тверского Ботанического сада. В образе купца 1-й гильдии Ильи Ивановича Боброва, супруга Адели Ивановны, задействован директор Ботанического сада Юрий Викторович Наумцев. Вместе с купцами Бобровыми по саду прогуливаются их дети и гости. Все взрослые и детские костюмы, аксессуары предоставляет из своей костюмерной Нина Павлова.

Увлекшись бальными танцами, Нина Павлова решила сама для себя шить бальные платья, научилась делать исторические прически, изготавливать головные уборы, различные украшения и аксессуары. Все образы она продумывает до мельчайших деталей, опираясь на авторитетные источники, исторические выкройки, художественные картины. И понятно, чем больше появлялось знаний, тем достовернее получался создаваемый образ.

Нина Павлова сотрудничает с журналом «Тверское Пушкиноволжье». У нее есть несколько платьев, созданных по портретам пушкинской эпохи – Анны Алексеевны Олениной и Софии Михайловны Дельвиг. Анна Оленина – дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина. Пушкин безуспешно сватался к этой светской красавице и фрейлине императорского двора. Анне Олениной он посвятил стихотворения «Ее глаза», «Не пой, красавица, при мне», многие строфы из романа «Евгений Онегин». Анна Алексеевна вышла замуж в возрасте 32 лет за полковника лейб-гвардии Гусарского полка Ф.А. Андро. Это произошло уже после смерти Пушкина в феврале 1840 года.

Софья Михайловна Дельвиг – супруга друга Пушкина Антона Дельвига. Их свадьба состоялась в октябре 1825 года. О поэте Софья Михайловна отзывалась так: «Невозможно иметь больше ума, чем у Пушкина, – я с ума схожу от этого».

Почему Пушкин был любителем дамских ножек

Дамские ножки в те времена были обуты в бальные туфельки – балеточки. Их часто шили из той же ткани, что и платье. Если платье было из шелкового атласа, то и балеточки были атласными. Дама, танцуя на балу, который длился 5–8 часов, могла за вечер износить 2–3 пары обуви. Маменьки для своих дочерей носили с собой запасные туфельки.

В период жизни Александра Пушкина произошла смена модных эпох. Во время его юности царил ампир, а в зрелые годы Пушкина модным стал уже бидермейер.

«Платья в стиле бидермейер стали короче. Стали видны женские щиколотки в белых чулочках и кружевных панталонах. Кавалеры уже привыкли, что бальные платья были с глубоким декольте, но вид женских ножек, когда дамы, исполняя какую-либо бальную фигуру, приподнимали платье, обнажая щиколотку, так сильно действовал на мужчин, что это вызывало бурю эмоций и различных фантазий», – рассказывает Нина Павлова.

Поэт Александр Пушкин много танцевал на балах. Его называли любителем женских ножек. Свою страсть он описал в «Евгении Онегине»:

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки; только вряд

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног.

Какими были женские костюмы XIX века

По словам Нины Павловой, женский костюм того времени был очень многослойным. Ношение корсета, с помощью которого сильно утягивали талию, было обязательным. Именно поэтому многие дамы падали во время бала в обморок. Конечно, во многих залах было жарко и душно, потому что весь вечер горели свечи. Дамский веер был не только средством спасения от духоты. С помощью него дамы обменивались сигналами с кавалерами. Например, барышня могла с помощью языка жестов выразить кавалеру свою симпатию.

Кстати, барышня не имела права надевать на бал дорогие украшения, только очень скромные бусы или сережки. Также барышням предписывалось носить и скромные платья в светлых тонах. Таким образом, все кавалеры могли легко понять, какие девушки находятся на выданье. Замужняя же дама была витриной благосостояния собственного мужа. Мужчины украшали жен, чтобы все видели достаток дома, и бальные платья замужние женщины могли носить любых цветов.

На бал барышня или дама могла надеть одно и то же платье один-два раза, затем нужно было покупать новое.

Моду на частую смену женских платьев ввела императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. У нее была огромная коллекция платьев, к которой она относилась с особым пристрастием. И когда купцы привозили из-за границы, например из Италии или Франции красивые шелка, то в первую очередь должны были показать товар своей императрице. Когда Елизавета Петровна умерла, у нее осталась коллекция, насчитывавшая 15 тысяч платьев.

Не всем семьям частая смена бальных платьев была по карману, поэтому их перешивали модистки в салонах либо дома, чтобы они казались новыми. А еще богатые семьи дарили платья более бедным родственникам.

У барышни или дамы было утреннее, дневное, чайное, бальное, прогулочное, театральное платье, а также платье для визитов и путешествий.

«У меня очень много прогулочных и зимних костюмов. Что в них входит? Само платье, специальное белье, жакет или накидка и головной убор. Кстати, все шляпки я создаю своими руками», – делится Нина Павлова.

 

Познакомиться с костюмами Нины Павловой можно на ее страничке в социальной сети «ВКонтакте». Например, увидеть, как кавалерственная дама прогуливалась перед балом по тенистым аллеям старинного парка усадьбы вице-президента Императорской Академии художеств Григория Гагарина в Карачарове. Нина Павлова была в голубом бальном платье на кринолине, накинутом на плечи батистовым платке с набивным рисунком, наряд дополнял летний капор, декорированный кружевом, тесьмой, лентами и цветами.

Подготовил Андрей Сабынин

фото из личного архива Н.Г. Павловой

369 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей