Любование ушедшей эпохой: жительница Твери воссоздает моду прошлых веков

09.08.2023, 09:00

Жительница Твери Нина Григорьевна Павлова, реконструктор костюма, «дама Ботанического сада», исследователь моды, воссоздала множество костюмов XVIIIXIX веков, рассказала «Каравану» о своем взгляде на бальную моду России позапрошлого века.

Многие жители Твери видели Нину Григорьевну в образе купчихи Адели Ивановны Бобровой на различных праздниках и фотоэтюдах в проекте Ботанического сада «Новый взгляд на старый сад». Напомним, что купцы Бобровы являются создателями тверского Ботанического сада. В образе купца 1-й гильдии Ильи Ивановича Боброва, супруга Адели Ивановны, задействован директор Ботанического сада Юрий Викторович Наумцев. Вместе с купцами Бобровыми по саду прогуливаются их дети и гости. Все взрослые и детские костюмы, аксессуары предоставляет из своей костюмерной Нина Павлова.

Увлекшись бальными танцами, Нина Павлова решила сама для себя шить бальные платья, научилась делать исторические прически, изготавливать головные уборы, различные украшения и аксессуары. Все образы она продумывает до мельчайших деталей, опираясь на авторитетные источники, исторические выкройки, художественные картины. И понятно, чем больше появлялось знаний, тем достовернее получался создаваемый образ.

Нина Павлова сотрудничает с журналом «Тверское Пушкиноволжье». У нее есть несколько платьев, созданных по портретам пушкинской эпохи – Анны Алексеевны Олениной и Софии Михайловны Дельвиг. Анна Оленина – дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина. Пушкин безуспешно сватался к этой светской красавице и фрейлине императорского двора. Анне Олениной он посвятил стихотворения «Ее глаза», «Не пой, красавица, при мне», многие строфы из романа «Евгений Онегин». Анна Алексеевна вышла замуж в возрасте 32 лет за полковника лейб-гвардии Гусарского полка Ф.А. Андро. Это произошло уже после смерти Пушкина в феврале 1840 года.

Софья Михайловна Дельвиг – супруга друга Пушкина Антона Дельвига. Их свадьба состоялась в октябре 1825 года. О поэте Софья Михайловна отзывалась так: «Невозможно иметь больше ума, чем у Пушкина, – я с ума схожу от этого».

Почему Пушкин был любителем дамских ножек

Дамские ножки в те времена были обуты в бальные туфельки – балеточки. Их часто шили из той же ткани, что и платье. Если платье было из шелкового атласа, то и балеточки были атласными. Дама, танцуя на балу, который длился 5–8 часов, могла за вечер износить 2–3 пары обуви. Маменьки для своих дочерей носили с собой запасные туфельки.

В период жизни Александра Пушкина произошла смена модных эпох. Во время его юности царил ампир, а в зрелые годы Пушкина модным стал уже бидермейер.

«Платья в стиле бидермейер стали короче. Стали видны женские щиколотки в белых чулочках и кружевных панталонах. Кавалеры уже привыкли, что бальные платья были с глубоким декольте, но вид женских ножек, когда дамы, исполняя какую-либо бальную фигуру, приподнимали платье, обнажая щиколотку, так сильно действовал на мужчин, что это вызывало бурю эмоций и различных фантазий», – рассказывает Нина Павлова.

Поэт Александр Пушкин много танцевал на балах. Его называли любителем женских ножек. Свою страсть он описал в «Евгении Онегине»:

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки; только вряд

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног.

Какими были женские костюмы XIX века

По словам Нины Павловой, женский костюм того времени был очень многослойным. Ношение корсета, с помощью которого сильно утягивали талию, было обязательным. Именно поэтому многие дамы падали во время бала в обморок. Конечно, во многих залах было жарко и душно, потому что весь вечер горели свечи. Дамский веер был не только средством спасения от духоты. С помощью него дамы обменивались сигналами с кавалерами. Например, барышня могла с помощью языка жестов выразить кавалеру свою симпатию.

Кстати, барышня не имела права надевать на бал дорогие украшения, только очень скромные бусы или сережки. Также барышням предписывалось носить и скромные платья в светлых тонах. Таким образом, все кавалеры могли легко понять, какие девушки находятся на выданье. Замужняя же дама была витриной благосостояния собственного мужа. Мужчины украшали жен, чтобы все видели достаток дома, и бальные платья замужние женщины могли носить любых цветов.

На бал барышня или дама могла надеть одно и то же платье один-два раза, затем нужно было покупать новое.

Моду на частую смену женских платьев ввела императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. У нее была огромная коллекция платьев, к которой она относилась с особым пристрастием. И когда купцы привозили из-за границы, например из Италии или Франции красивые шелка, то в первую очередь должны были показать товар своей императрице. Когда Елизавета Петровна умерла, у нее осталась коллекция, насчитывавшая 15 тысяч платьев.

Не всем семьям частая смена бальных платьев была по карману, поэтому их перешивали модистки в салонах либо дома, чтобы они казались новыми. А еще богатые семьи дарили платья более бедным родственникам.

У барышни или дамы было утреннее, дневное, чайное, бальное, прогулочное, театральное платье, а также платье для визитов и путешествий.

«У меня очень много прогулочных и зимних костюмов. Что в них входит? Само платье, специальное белье, жакет или накидка и головной убор. Кстати, все шляпки я создаю своими руками», – делится Нина Павлова.

 

Познакомиться с костюмами Нины Павловой можно на ее страничке в социальной сети «ВКонтакте». Например, увидеть, как кавалерственная дама прогуливалась перед балом по тенистым аллеям старинного парка усадьбы вице-президента Императорской Академии художеств Григория Гагарина в Карачарове. Нина Павлова была в голубом бальном платье на кринолине, накинутом на плечи батистовым платке с набивным рисунком, наряд дополнял летний капор, декорированный кружевом, тесьмой, лентами и цветами.

Подготовил Андрей Сабынин

фото из личного архива Н.Г. Павловой

269 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх