
Тверская область заняла первое место в России по количеству ДТП с участием диких животных. Столкновение на дороге с лосем грозит не только сильными повреждениями автомобиля, но и большими штрафами в случае гибели животного.
Вот только хроника июня – начала июля 2025 года. В центре Вышнего Волочка, на Казанском проспекте, лось забежал на кухню заведения общественного питания. В Зубцовском районе на автодороге «Балтия» с лосем столкнулся автомобиль «Порше», в результате лось погиб, у машины сильные повреждения, а пассажир получил серьезные травмы. Прямо перед въездом в Кашин водитель автомобиля чудом затормозил перед перебегавшим дорогу лосем. На границе Кимрского и Талдомского районов тверитянин успел уступить дорогу лосихе с лосенком, переходившим шоссе.
Охотники связывают рост численности лосей с необычно теплой зимой. Кроме того, уже несколько лет на охоту на сохатых сложно получить лицензию. А сельское хозяйство в Тверской области ведется неактивно, поля зарастают молодым лесом, который является для лосей отличной кормовой базой.
Недостаточно высокая плотность населения на огромной территории Тверской области оставляет животным большое количество пространства и лесов для проживания. Дорожная сеть у нас тоже одна из самых протяженных в России, а населенных пунктов мало и велико расстояние между ними. Дорог в Тверской области более 15 тысяч километров, согласно данным Минтранса России. Не стоит забывать и о том, что через Тверскую область проходит сразу несколько дорог федерального значения: Р-132 «Золотое кольцо», М-9 «Балтия», М-10 «Россия» и М-11 «Нева», на которых тоже происходят ДТП. Эти магистрали окружают лесные массивы, поэтому нередко через них пробегают животные, которые могут стать невольными участниками ДТП.
Статистика

Глядя на цифры, кажется, что в регионе подобные происшествия случаются не так уж и часто, но это если их не сравнивать с соседними регионами.
УМВД по Тверской области в июне 2024 года сообщало, что только с начала 2024 года на территории Тверской области произошло 108 дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Но в одном только сентябре прошлого года наездов на животных было шесть, и в них пять человек погибли и девять получили ранения.
Дополнительная, пусть и неполная, статистика приводится в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ). Так, с 2021 по конец 2024 года в базах данных СКДФ зафиксировано 57 аварий с наездом на животных, из них 42 случились на дорогах регионального или межмуниципального значения (5 погибших и 33 пострадавших).
Однако даже на дорогах федерального значения было неспокойно, ведь на них тоже произошло 14 ДТП с 1 погибшим и 3 пострадавшими: 6 аварий на М-10 «Россия» (1 человек погиб, 1 получил ранение), 5 – на М-9 «Балтия» (2 пострадавших) и 3 – на Р-132 «Золотое кольцо». И пусть эта статистика неполная, но она показывает, что, несмотря на большее число встреч с животными на небольших шоссе, водители на федеральных дорогах также подвержены опасности.
Кто в лесу живет?

Если выход, например, ежика или лягушки на тверские дороги наносит вред исключительно самой фауне, то вот встреча с крупными животными опасна для каждой из сторон ДТП. Проанализировав информационные сводки от Госавтоинспекции региона, можно увидеть, что в большинстве аварий с участием животного пострадавшие видели лося. Это самая большая во всех смыслах опасность. В холке высота животного может доходить до 2 метров, а средний вес взрослой особи – 300–400 килограммов. С учетом таких размеров ДТП может стать смертельным для всех его участников.
Но встречаются на региональных дорогах и другие представители лесного мира. Так, в мае – июне 2024 года на дорогах Тверской области были сбиты два медвежонка, а в августе того же года на скоростной магистрали М-11 «Нева» в северной части региона образовалась небольшая пробка, потому что одним из участников движения тоже стал медведь. Он смог пробраться через ограждение и выйти на проезжую часть.
Еще одним частым гостем проезжих частей и дорог становятся рыси, которых периодически фотографируют очевидцы. К счастью, с ними ДТП в последнее время не наблюдается, но факт их присутствия рядом с проезжей частью стоит учитывать особенно во время поездок по дорогам, окруженным лесами. Кроме того, в Тверской области обитают олени, один из которых в январе 2023 года попал под электричку.
Почему происходят ДТП?

Естественно, ни один водитель не хочет намеренно столкнуться с животным. Но аварии все равно происходят. Одна из основных причин – миграция. Как говорилось ранее, разделение лесных массивов приводит к тому, что вынуждает тех же лосей рисковать и перебегать дороги, особенно часто это происходит осенью при гоне.
Сюда можно добавить и другие причины. Например, на дорогах регионального и межмуниципального значения далеко не всегда есть дорожное освещение и ограждения. Это приводит к следующей ситуации. Лось, который плохо видит и ориентируется на слух, стоит на обочине и вслушивается в шум машин. Нормальная активность сохатого приходится на темное время – вечер, ночь или раннее утро. И вот позднее время суток, дорога, освещенная только автомобильными фарами, и неподвижный слабозаметный лось неподалеку. Добавьте сюда кусты или деревья, за которыми спряталось животное, скорость, с которой движется машина, а также время реакции водителя на неожиданное препятствие.
Сотрудники Госавтоинспекции настоятельно просят обращать внимание на дорожный знак «Дикие животные». Он является сигналом к тому, что на дальнейшем участке дороги вероятность встречи с лесными обитателями может быть гораздо выше. Единственная возможность избежать столкновения или снизить тяжесть его последствий – снижение скорости.
Если же водитель уже заметил животное на дороге, то нужно дождаться, пока оно покинет проезжую часть. Пытаться спугнуть его с помощью автомобильного гудка или других громких звуков не нужно, поскольку ответная реакция неизвестна.
Нужно ли платить?
Зачастую водители не останавливаются и не замечают мелких животных, которые случайно оказались под колесами их машин. Однако при столкновении с крупными представителями лесной фауны ущерб будет гораздо серьезнее. В таком случае необходимо вызвать сотрудников ГАИ и зафиксировать все последствия на фото или видео. Уезжать нельзя, поскольку столкновение с животным классифицируется как ДТП, и оставление места ДТП также является правонарушением.
Инспектор составит документы и вынесет определение в отношении водителя: виновен он или нет. В дальнейшем будет направлен запрос на возмещение компенсации вреда, который был причинен природным ресурсам. Размер выплаты зависит от животного, но лось оценивается в сумму 80 тысяч рублей. Если у водителя был оформлен полис ОСАГО, то он покроет эту сумму (но не более 400 тысяч рублей). А вот если водитель был виновен или ОСАГО у него не было, то страховая может либо отказаться выплачивать компенсацию, либо затребовать ее возмещение у водителя после выплаты государству.
Поэтому будьте бдительны на дорогах!
Никита Романов