В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери открылась выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие». На ней можно увидеть фолежные иконы советских времен, созданные талантливыми мастерами-самородками.
Фолежные иконы (иконы, декорированные фольгой – прим. ред) не только уникальный социальный и материальный феномен советской эпохи, но и яркое, самобытное явление народного искусства. В разных регионах СССР сложились свои художественные традиции создания и украшения икон. Мастерам-самородкам приходилось трансформировать дореволюционные ремесленные практики и изобретать новые. Используя элементы декора XIX века и доступные в советском селе материалы, они изготовляли сложные, богато декорированные иконы-бриколажи, в которых ярко отражалась история всей страны и художественные традиции региона, где жил мастер.
Выставка организована руководством, преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при участии благотворительного фонда Тверской епархии по восстановлению порушенных святынь имени благоверного князя Михаила Тверского. Она проводится по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.
Как оказалось тверской архиерей с детства хорошо знаком с этим видом религиозного искусства. Он уверен, что такие иконы являются свидетелями веры нашего народа в непростой век гонений на православие.
«Когда я только вошел в этот зал, у меня прямо сердце сжалось, потому что я отношусь к поколению 70−80-х годов. Мои детство и юность проходили именно в эти годы, когда перед глазами были именно такие иконы в деревенских домах, в тех деревнях, в которых жили мои бабушки, моя тетя, мой дядя. Они были совершенно разные, но создавались руками людей. У меня до сих пор в квартире в моем родном городе находится подобная икона Божией Матери, которая была дана в благословение моей маме на брак ее воспитывающей, не родной, но ставшей для нее мамой. Эти изображения мне даже понятны и известны. Они распространялись, так что некоторые из них я даже видел, правда, в несколько другом исполнении», – сказал митрополит Амвросий.
Владыка поблагодарил организаторов выставки, что они нашли и спасли иконы, вошедшие в экспозицию выставки.
«Спасибо за то, что вы их спасли, потому что хотя эти образы и совсем простенькие, как нам кажется, но попробовал бы кто сейчас что-то подобное создать с нуля. Хотя они и выглядят очень просто, но на самом деле в них заложена и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное, вера, – отметил митрополит. – Перед этими иконами молились в самые тяжелейшие годы XX века. Эти иконы сохраняют в себе память о тех людях, которые обращались к Богу, к святым, Божией Матери, изображенным на них, с горячей молитвой и о своих семьях, и о своих детях, и о судьбах Отечества. И хранили они их подчас тайно, пряча в шкафах либо закрывая тканью, скрывая от посторонних глаз, потому что в то время это тоже было небезопасно, чтобы эти иконы видели в домах».
Директор учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ профессор Дмитрий Антонов пояснил, что проект «Христианская народная культура СССР: исчезающее наследие» является первым и единственным в своем роде в России. Он знакомит зрителей с уникальными художественными традициями духовной культуры, которая сложилась в советской России в годы гонений на Церковь.
«Несмотря на то что разрушались храмы и попирались иконы, люди веры и искусства смогли не только сохранить наследие Великой России для последующих поколений, но и приумножить исконные традиции Русской Православной Церкви в непростой для религии период, – сказал Дмитрий Антонов. – Ярким примером сохранения этих традиций являются иконы и предметы церковного культа, которые руками не мастеров, а духовенства и простых верующих создавались из подручных материалов в местах лишения свободы, как то концлагерь на Соловках, дома инвалидов на Валааме, или для домашних алтарей и красных уголков».
Профессор РГГУ напомнил, что патриарх Кирилл неоднократно вспоминал, как он дома с братьями, отцом и дедушкой – священниками организовывал литургии и молебны при закрытых окнах с чашами, созданными из домашней утвари.
«Советские иконы – это немые свидетели истории и судеб людей. Каждый экспонат, представленный в рамках выставки, хранит в себе уникальные рассказы о вере, стойкости и мастерстве», – пояснил Дмитрий Антонов.
Выставка в Спасо-Преображенском соборе продлится до 31 января 2025 года. По воскресеньям в 15 часов кураторы будут проводить по ней авторские экскурсии и рассказывать о книгах об иконах советского времени.
В дни работы выставки также состоятся мастер-классы по обучению технике изготовления фолежной иконы, а также лекции для представителей музейного сообщества и краеведов, посвященные проблеме музеефикации артефактов религиозного искусства и быта советской эпохи, сообщили в Тверской епархии.
12+.
Справка
Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В 2024–2025 годах его увидят в пяти крупных городах РФ.
Проект посвящен советским иконам – уникальным свидетелям непрерывной религиозной жизни народа в условиях государственного атеизма.
С распадом СССР это живое явление начало быстро исчезать, мастера стареют и умирают. Созданные ими иконы ветшают, их массово уничтожают. Исчезает целый пласт советской религиозной культуры, который до недавнего времени не был осмыслен как историческое, культурное, религиозное и художественное явление.
Цель проекта – в популяризации, экспонировании и спасении этого материального и культурного наследия в регионах России.