Тверской театр кукол запустил новую рубрику #тверскойтеатркуколвлицах. Начиная с 23 августа театр будет рассказывать о тех, кто создаёт волшебство, «вдыхает жизнь» в своих героев и дарит людям волшебство: актёрах, режиссерах, художниках и других немаловажных членах большой театральной семьи.
Начать решили с недавней именинницы — Надежды Анатольевны Ицкович, Заслуженной артистки РФ и настоящего мастера сцены.
Пресс-служба театра рассказывает, что чудеса начались в 1975 году. Тогда к выпускнице Калининского культпросветучилища сразу после дипломного спектакля подошел руководитель и режиссер Калининского театра кукол Александр Ильвовский. Он был в составе комиссии. Ребята ставили спектакль по пьесе Леонида Жуховицкого «Одни, без ангелов», где Надя играла влюбленную девушку. В молодой артистке Ильвовский разглядел те качества и талант, которые нужны были ему для создания ярких образов, и позвал в театр.
Так Надежда Анатольевна оказалась в любимой сказке. В прямом смысле слова. Одной из первых ролей стала Лиса в знакомом с детства спектакле «Кот Васька и его друзья», на который приходила с братом еще маленькой. Те же куклы, те же актеры – удивительный поворот судьбы!
«Если азы актерского мастерства я знала, то кукловождению пришлось учиться, — делится Надежда Анатольевна. — Мне очень повезло. Моим учителем стала потрясающая актриса Ирма Суни. К тому времени она уже 20 лет работала в театре. Ирма Эмильевна говорила, актер учится всю жизнь, всю жизнь совершенствуется. Наблюдайте и учитесь друг у друга. Это очень верно. До сих пор помню свои первые ощущения от игры актеров на репетициях: актер эмоционально сливается с куклой и становится в реальности на нее похож! Вот он — настоящий кукольник, вот, к чему нужно стремиться в профессии. С благодарностью вспоминаю также Владимира Никитина и Сергея Белкина. В разное время они были художественными руководителями театра».
Больше всего Надежде Анатольевне нравится работать с тростевыми куклами. Они кажутся более выразительными, лучше отражают волшебную атмосферу театра кукол. Но и планшетные куклы, и марионетки заслуживают внимания.
«Просто это все настолько разные техники! Даже мышцы от них болят разные, – смеется артистка. – А что вы хотели? Кукла послушна только в крепких руках. Дрогнула рука- и все, движение уже другое. Особенно это актуально при работе с марионетками. В репертуаре театра есть такой спектакль – «Дары Волхвов», где я работаю. Очень интересный опыт. Я рада, что участвую в постановке».
Надежда Анатольевна на сцене уже 47 лет, но по-прежнему самыми драгоценными минутами считает момент, когда с первым звуком и движением на сцене, зал замирает.
«Знаете, не только маленькие дети погружаются в сказку и сопереживают героям. Особенно, если на сцене старая добрая история, на которой выросло не одно поколение. Сказки захватывают и взрослых. Это видно по лицам в конце спектакля, когда опускается занавес и артисты выходят на поклон. Хочется верить, что в это время родители на несколько мгновений снова становятся детьми со свойственным малышам чудесным восприятием мира. Иногда это нужно всем нам».