Новые правила для такси: кого оставят на обочине

08.10.2025, 13:47
фото: Никита Романов

1 октября 2025 года Минпромторг обнародовал первичный перечень автомобилей, которые смогут работать в такси после вступления в силу закона о локализации. В список попали 22 модели брендов Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». Ведомство подчеркивает, что перечень будет обновляться по мере появления новых локализованных моделей. Однако этот список уже сегодня вызывает волну критики и серьезные опасения за будущее отрасли не только у таксистов, но и у обычных граждан.

Когда информация о списке Минпромторга находилась на уровне слухов, в Сети сразу подняли шум, мол, повторяется история с замедлением YouTube. Схема проста и понятна: повысить ликвидность собственных товаров и сервисов, искусственно ликвидировав конкурентов. VK Video и RuTube не набирают аудиторию при огромных затратах? Мы замедлили YouTube, так что теперь какая-никакая аудитория у наших сервисов да появится. Все смеются над российским автопромом, а продажи новых «Москвичей» просто смехотворны? Что ж, у нас есть рынок такси, который мы можем законно контролировать. Результатом подобных раздумий и стал тот самый перечень автомобилей, пригодных к работе в такси.

И список этот довольно странный. Особое недоумение экспертов и будущих водителей такси вызвало присутствие в нем внедорожников «УАЗ-Хантер» и Lada Niva Travel. Ирина Зарипова, председатель общественного совета по развитию такси, в Сети уже написала, что эти модели созданы для поездок по бездорожью и не могут обеспечить пассажирам комфорт в условиях города. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин тоже отреагировал на перечень одобренных автомобилей, отметив, что «представить их в такси просто невозможно», обращая внимание на то, что «УАЗ-Патриот» и «УАЗ-Хантер» не имеют даже подушек безопасности, что уж говорить о комфорте.

Наряду с проблемой комфорта остро стоит и вопрос стоимости. Во-первых, лишь пять автомобилей из всего списка стоят меньше 1,5 миллиона рублей, что ставит под удар финансовые возможности самозанятых водителей и небольших таксопарков. Отныне таксовать на своей машине смогут буквально единицы, а остальным таксистам, судя по всему, придется надеяться на таксопарк.

Эксперты тоже против такого выбора автомобилей. Так, по мнению Наталии Лозинской, исполнительного директора ассоциации «Национальный совет такси», модели Lada экономически не привлекательны, Voyah слишком дороги, а перспективы электромобилей Evolute туманны из-за общей сумятицы вокруг электромобилей в России, владеть которыми реально только в крупных городах.

Притом что перечень вызывает столько споров и разногласий, закон о его введении уже подписан президентом Владимиром Путиным и вступит в силу 1 марта 2026 года. С этой даты автомобиль может быть включен в региональный реестр такси, только если выполнит одно из двух условий. Первое – уровень его локализации будет соответствовать требованиям для госзакупок. Второе – он будет произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Для смягчения последствий для рынка в некоторых регионах предусмотрены отсрочки, но, что важнее, автомобили, внесенные в реестр такси до 1 марта 2026 года, смогут работать и дальше без ограничений. Это, конечно, несколько упрощает переход на «правильный» автопром для таксистов, но вот что будет дальше…

А дальше мы обратимся к статистике. Отрасль такси, по данным РСПП, насчитывает более 700 тысяч автомобилей, принадлежащих физическим лицам, и еще 340 тысяч – таксопаркам. Ежегодная потребность в новых автомобилях оценивается в 100 тысяч единиц. Ограниченный и спорный перечень разрешенных моделей, очевидно, ударит по отрасли.

В социальных сетях уже началось глобальное недовольство таксистов, которые отныне даже автомобиль себе сами выбрать не смогут. Более того, согласно оценкам, озвученным на заседании РСПП, с рынка могут уйти до 200 тысяч водителей, а это около 20% от общего числа занятых в этой сфере. Здесь важно понимать также и то, что для многих самозанятых таксистов наиболее очевидным решением станет уход в неофициальную зону сферы такси. Также, что очевидно, стоит ожидать подорожания услуг такси, так как покупку новых «правильных» автомобилей придется как-то отбивать с точки зрения финансов.

Одним из самых обсуждаемых вопросов стало отсутствие в списке Haval и Hyundai Solaris. Первый производится в Тульской области, второй – на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Эти бренды наиболее популярны у таксистов, но в списке их на данный момент нет, и появятся ли они, неизвестно. На это отреагировал один из представителей «Яндекс Такси» в соцсетях, призвав, чтобы в список на прозрачных условиях попали все локализованные в России марки, иначе отрасль столкнется с оттоком водителей и снижением доступности услуг.

В Минпромторге заверяют, что перечень не является окончательным и будет обновляться по мере появления новых моделей, соответствующих требованиям закона. Однако до марта 2026 года остается не так много времени, а таксопаркам уже сегодня необходимо планировать закупки на следующий год. А от того, насколько гибкой окажется государственная политика в этом вопросе, зависит судьба сотен тысяч водителей и комфорт миллионов пассажиров по всей России.

В заключение можно сказать, что новые правила для такси, задуманные как импульс для отечественного автопрома, рискуют обернуться масштабным кризисом для всей отрасли. И мы даже не сомневаемся, что уже через год мы увидим радостные отчеты и обнадеживающую статистику с растущими продажами, возрождением рынка и массой покупателей, но, как и в случае с RuTube, все будут прекрасно понимать, какой ценой это удалось достичь.

Дмитрий Красных

33 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх