Цены на такси поехали вверх

13.09.2023, 22:08

С 1 сентября вступил в силу федеральный закон «О такси». Теперь оказывать услуги по перевозке пассажиров смогут только легальные перевозчики, получившие разрешение. Рассказываем, готовы ли к нему таксисты из Твери.

С 1 сентября «Яндекс.Такси», «Максим» и другие агрегаторы имеют право передавать заказы только тем водителям, у которых есть разрешение. Получить документ можно совершенно бесплатно, подав заявку через МФЦ или портал госуслуги. Тверская область присоединилась к государственной системе ФГИС «Такси». В ней хранится вся информация об агрегаторах, перевозчиках и их автомобилях. Важно, что получить разрешение на работу в такси теперь могут не только индивидуальные предприниматели, но и самозанятые. Для этого им нужно заключать договор с одним из множества таксопарков. Напомним, что раньше актуальный реестр выкладывался на сайте министерства транспорта Тверской области. Теперь пассажиры по номеру машины не смогут понять, выдано ли на нее разрешение на работу в такси.

Отметим, что с 1 сентября все водители обязаны ежедневно перед выходом на линию проходить медицинский осмотр. Технику должен осматривать механик, ставя разрешительную отметку в путевом листе. По идее, медицинский и технический осмотры должны организовать именно таксопарки. Еще один важный нюанс заключается в том, что водители должны получить ОСАГО для работы в такси, которое стоит в 5-7 раз больше, чем обычное.

«Я за ОСАГО для работы в такси за свой старенький Logan за год заплатил 22 тысячи рублей. Обычная страховка стоит на него 4 тысячи рублей, – посетовал в разговоре со мной водитель такси Виталий. – Но и это проблематично. Многие страховые отказывают водителям в выдаче полиса».

Виталий рассказал, что уже много лет работает в одном крупном таксопарке Твери. Здесь все легально: у каждого водителя есть разрешение, и путевой лист с отметками о прохождении медика и механика.

«Мы проходим медика не для галочки, а на полном серьезе. Наш штатный механик перед каждым рейсом осматривают машину, – рассказывает Виталий. – Мы работаем легально и надеялись, что с вступлением в силу нового закона «О такси» с линии исчезнут те, для кого такси – просто подработка и мигранты, которые брали в аренду машину и работали круглые сутки, чтобы хотя бы отбить вложения. Но пока, увы, ничего не изменилось».

Виталий рассказал о том, что с 1 сентября многие агрегаторы продолжили отдавать заказы водителям, у которых нет лицензии. Якобы, это происходит по той причине, что в законе не прописаны штрафы за это нарушение. Однако это не так. В законе сказано, за работу без разрешения самозанятый водитель может получить штраф в размере от 2–2,5 тысячи рублей, а индивидуальные предприниматели в размере 4–5 тысяч рублей. А сам агрегатор может быть оштрафован на 100–200 тысяч рублей.

Агрегаторы также должны следить за соблюдением норм рабочего времени всеми водителями и не допускать передачу заказов водителю в случае превышения указанных норм. А еще они обязаны вести журнал регистрации заказов, хранить данные не менее 6 месяцев и предоставлять их по требованию уполномоченных органов.

Житель Твери Игорь провел эксперимент. В первых числах сентября он восемь раз прокатился на такси. Лишь у одного таксиста было разрешение на работу! Руководитель одного из автопарков Твери Максим рассказал «Каравану», что таксисты неохотно получают разрешение.

«Многие водители мне говорят: «Я лучше охранником пойду работать за 30 тысяч рублей. Работая в такси, на жизнь теперь не заработаешь». Я их могу понять. Для того, чтобы легализоваться, нужно потратить десятки тысяч рублей, которые придется отбивать долгое время, ведь цены устанавливаем не мы, а агрегатор, – утверждает Максим. – Но главная причина заключается в том, что у водителей и руководителей таксопарков нет доверия государству. В 2012 году был принят закон Тверской области «О такси». Сотни водителей получили разрешение, и власти стали штрафовать их направо и налево именно их, а бомбилы, оставшиеся в «серой» зоне, так и продолжили работать без разрешения».

С сентября 2023 года цены на такси уже поползли вверх. По данным аналитиков «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД», средний чек затрат на такси в РФ в начале сентября составил 451 рубль, что на 6% выше уровня аналогичного периода прошлого года, и на 5% выше уровня июля (тогда было 430 рублей, в августе – 441 рубль). И это только начало. Таксисты утверждают, что в легальном поле работало всего около 10% перевозчиков. Если остальные 90% перестанут выходить на линию, то цены резко подскочат вверх.

«Региональные власти могли бы сгладить этот переход. В Тверской области законодательно установлено, что таксисты могут работать только на машинах белой и желтой раскраски, но мало кто хочет перекрашивать свои авто. А власти некоторых регионов России прописали в законе, что в такси можно работать на машине любого цвета. Почему в Тверской области не пошли на встречу водителям?» – задается вопросом руководитель автопарка Максим.

Газета «Известия» писала о том, что объединение самозанятых России, в котором состоит более 70 тысяч перевозчиков, обратилось к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с просьбой отменить решение по покраске автомобилей. Отметим, что для работы в этом регионе они должны иметь белый цвет и желтую полосу.

Уже звучат призывы ввести мораторий на работу закона «О такси» или вовсе отменить его. Так, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (партия ЛДПР) направил обращение в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова с просьбой отложить до 2025 года ряд требований нового закона «О такси». Депутат отмечает, что в регионах России резко начали расти цены на такси, и этот процесс нужно как-то остановить.

А в Екатеринбурге уже придумали, как обойти новый закон. Некоторые агрегаторы, работающие в этом городе, ввели новую услугу – «Аренда экипажа с водителем». Ее можно выбрать в приложении. Договор заключается в автоматическом режиме. Пассажиру достаточно только ввести ФИО. Такая услуга под закон «О такси» не попадает.

 

Как будут проверять исполнение закона?

Прошлый закон о таксомоторных перевозках не работал, потому что власти практически не осуществляли контроль по его исполнению. Так, министерство транспорта Тверской области делало редкие рейды совместно с ГИБДД региона. В итоге штрафовали двух-трех водителей, а остальные так и продолжали ездить без лицензии. Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Станислав Петрушенко предложил минтрансу изменить этот подход.

«В конце августа Заксобрание региона приняло новый закон «О такси», приведя региональные нормы в соответствие с федеральными. Теперь правительство Тверской области должно разработать порядок контроля за его исполнением. Я предложил прописать в нем «Контрольные закупки». То есть, сотрудникам минтранса не придется долго согласовывать рейды с ГИБДД. Достаточно будет просто вызвать такси и проверить у водителя все документы, – поделился своей идеей с «Караваном» депутат. – Посмотрим, какой порядок они разработают и примут в ближайшее время».

Станислав Петрушенко считает, что больнее всего новый закон ударит по небольшим районам Тверской области. Здесь и так работало мало таксистов, а теперь их станет еще меньше.

В законе «О такси» не прописан переходный период, но по факту он происходит сейчас. Водители определяются со своими планами на будущее, а власти регионов согласуют порядок контроля за исполнением нового закона. А цены, тем временем, постепенно растут. Но станут ли от этого перевозки более удобными и безопасными? Это мы узнаем в ближайшие несколько месяцев.

 

Подготовил Андрей Сабынин

фото автора, wirestock/ freepik.com, upklyak/freepik.com

140 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх