14 марта из своего кабинета в подмосковной резиденции Ново-Огарево президент РФ Владимир Путин по видеосвязи дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, которая пройдет, по территории четырех областей, в том числе Тверской области, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
В церемонии начала реализации проекта по строительству ВСМ также по видеосвязи приняли участие заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров, министр транспорта РФ Виталий Савельев, генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, глава «Сбера» Герман Греф, губернатор Тверской области Игорь Руденя и главы других регионов, по которым пройдет новая магистраль, а также представители федеральных ведомств и структур.
«Караван» писал, что первая российская ВСМ пройдет по территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, где живет около 30 миллионов человек. Протяженность магистрали составит 670 километров. При этом более трети новой железной дороги – около 265 километров – будет проложено по территории Верхневолжья
С запуском магистрали – при условии следования состава без остановок – минимально возможное время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут.
Давая старт строительству ВСМ, Владимир Путин отметил, что высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом станет флагманским, стартовым этапом развития в стране высокоскоростного железнодорожного сообщения.
«В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы, будут способствовать росту туризма и деловой активности», – сказал президент.
Он также выразил уверенность, что проект ВСМ предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд, а значит – хороший стимул к развитию получит целый ряд отраслей нашей экономики.
«Будет сделан ещё один шаг в укреплении технологического суверенитета страны», – подчеркнул Владимир Путин.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев заострил внимание на том, что высокоскоростные магистрали должны коренным образом изменят транспортный ландшафт отрасли.
«Скорость и проезд между Москвой и Петербургом займёт всего 2 часа 15 минут вместо четырех часов, а движение между Москвой и Тверью сократится до 39 минут, Великий Новгород – Санкт-Петербург – 29 минут. Конечно, такого у нас в истории ещё не было. И мы очень надеемся, что мы реализуем данный проект в указанные сроки. Все к этому готовы и у нас для этого всё есть», – сказал министр.
Глава РЖД Олег Белозеров сообщил президенту, что в настоящее время на проекте ВСМ идут проектные работы, по ряду участков магистрали они уже закончены.
«В рамках Центрального транспортного узла здесь, в Москве, пятый и шестой путь – это выход из Ленинградского вокзала в сторону Санкт-Петербурга, – уже ведется строительство, и в этом году мы планируем освоить 14 миллиардов – построить уникальный мост через канал имени Москвы, ещё ряд больших искусственных сооружений», – рассказал Олег Белозеров.
Кроме того, он сообщил, что полным ходом идет работа по созданию отечественного высокоскоростного подвижного состава.
«Уже окончательно выбран эскизный вариант поезда, он утвержден, – пояснил глава РЖД. – Это восьмивагонный поезд, который будет двигаться со скоростью 400 километров в час максимум, а крейсерская скорость будет 360 километров в час».
Новый поезд, так же как «Ласточки» и «Сапсаны», можно будет сдваивать и тогда в его составе будет 16 вагонов.
Создание поезда для ВСМ обойдется в сумму порядка 35 миллиардов рублей, сообщил вице-премьер – министр промышленности РФ Денис Мантуров, добавив, что при реализации проекта будет задействовано свыше 100 российских поставщиков сырья, компонентов и материалов, в том числе «Трансмашхолдинг, в состав которого входит Тверской вагоностроительный завод. ТМХ должен обеспечить новые поезда рядом компонентов и систем .
Однако головным исполнителей по проекту производства поездов для ВСМ станет группа компаний «Синара». Составы будет производить на площадке «Уральских локомотивов». По словам вице-премьера, начиная с 2027 года уральцы смогут выпускать ежегодно около сотни вагонов для ВСМ.
По словам главы «Сбера» Германа Грефа, пуск ВСМ благоприятно отразится на экономике регионов, по которым она пройдет.
«Для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий потенциал развития будет просто огромным. Земли, которые в общем сегодня не имеют ценности, будут обладать огромной инвестиционной ценностью. Очевидно, что бизнес с удовольствием пойдет туда. Будут осваивать эти территории как под промышленное, так и под гражданское строительство. Это, конечно, новая жизнь этим территориям», – уверен финансист.
Он также считает, что ВСМ должна стать полигоном для создания российских технологий.
«Сегодня только две страны в мире обладают этими технологиями – это Китай, который 20 лет назад ещё не обладал такой технологией, на базе Siemens создал новую технологию, и Япония. Ни в Европе, ни в США пока такого скоростного движения не реализовано. Собственно, мы будем третьей страной в мире, которая реализует эту задачу – скоростное движение 360–400 километров в час», – заявил Герман Греф.
Что касается финансирования проекта, то, по словам главы «Сбера», уже практически сформирован инвестиционный пул на 1,5 триллиона рублей.
«Практически все механизмы финансирования готовы, и мы готовы начать финансирование строительства совместно с ВЭБ», – сказал Герман Греф.
«Для правительства Тверской области обеспечение поддержки в реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали является одним из ключевых приоритетов, – сказал губернатор региона Игорь Руденя. – Скоростное железнодорожное сообщение улучшит связь Верхневолжья с Москвой и Санкт-Петербургом, будет способствовать развитию экономики региона, созданию рабочих мест на железнодорожном транспорте и в смежных областях».
Напомним, что Тверская область исторически является территорией, связанной с развитием железнодорожного сообщения в России. Здесь 170 лет назад был построен участок общедоступной Николаевской железной дороги от Вышнего Волочка до Твери. На тверской земле родился министр путей сообщений Российской империи Михаил Хилков, благодаря деятельности которого страна стала великой железнодорожной державой.
В Тверской области работает один из флагманов российского пассажирского вагоностроения – Тверской вагоностроительный завод. Предполагается, что предприятие будет включено в работу по строительству и последующей эксплуатации ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, сообщила пресс-служба правительства Тверской области.
Подготовила Ирина Мандрик
фото: пресс-служба президента РФ