Транспортная реформа в Твери началась в феврале 2020 года. Два года «Транспорт Верхневолжья» радовал горожан стабильностью работы, но затем качество сервиса значительно ухудшилось. Рейсы отменяют без предупреждения, постоянно меняется расписание, а в вечернее время стало трудно добираться до дома.
Контрольно-счетная палата Тверской области опубликовала отчет, из которого видно, что эта компания стала убыточной.
Поделюсь своим опытом. Воскресным вечером 3 декабря в 21:00, в самый разгар очередного снегопада, я пытался уехать с проспекта Победы до ближнего Заволжья. Приложение «Волга» показывало, что ближайший автобус № 51 будет только через час. Однако на конечной остановке у ТЦ «Метро» обнаружился еще один синенький № 51. Было написано, что он придет через 8 минут. Скоро время ожидания выросло до 15 минут.
К счастью, автобус все-таки приехал, но довез пассажиров только до Речного вокзала. Заглянув в приложение «Волга», я выяснил, что ближайший автобус № 15 придет через 20 минут. Я решил прогуляться, чтобы согреться. На остановке «Улица Благоева» встретил влюбленную парочку и мужчину, который нетерпеливо смотрел на часы. «Волга» обещала автобус через одну минуту. Однако синенький так и не приехал. Я шел до дома минут сорок. Интересно, а как добирались те, кто живет, например, в Литвинках? Дождались они хотя бы одного автобуса до дома?
И такие ситуации, увы, не редкость. В группе «Транспорта Верхневолжья» в социальной сети «ВКонтакте» опубликовано огромное количество жалоб. Тверитянка Светлана рассказывает, что в понедельник 4 декабря не приехали два автобуса № 30. Люди жалуются на то, что часто не приходят автобусы № 12, 15, 154, 116. Беда и со многими другими маршрутами.
«Автобусы № 116 после 19:00 в сторону Кривцова – роскошь для нас! А однажды автобуса № 116 не было в течение двух часов, и это уже с утра! Монополисты! Сами не работают и другим не дают. С большой теплотой вспоминаю маршрутки. Они ходили не по расписанию, а с интервалом. И ты знал, что дольше 15 минут ты не простоишь в ожидании!» – негодует тверитянка Ольга.
Жители поселка Орша уже собираются писать коллективную жалобу в Министерство транспорта Тверской области и прокуратуру. Автобус № 119 Орша – Тверь часто не приезжает по расписанию.
«Мы отсюда уехать не можем ни на чем! У нас нет оборудованного помещения для ожидания автобусов, мы их ждем на улице под открытым небом! В дождь, в мороз, под снегом. Так еще и выбывшие автобусы не заменяют другими автобусами! Мы не можем до трассы с Орши идти пешком 23 км, чтобы там поймать другой проходящий автобус», – пишут люди.
Интересная деталь. Водитель автобуса № 119 пришел на работу в пять утра после двух выходных и выяснил, что его автобус поставили на техническое обслуживание. Ему рассказали, что автобус починили. Однако никто не знал, где находится транспортное средство. Через два часа поисков водитель нашел свой автобус, загнанный в дальний угол автостоянки. Транспортное средство было не в рабочем состоянии. Выходить на нем на линию было нельзя.
И в этом нет ничего удивительно. В статье «Тверь и область останутся без синих автобусов?», которая вышла в № 42 от 01.11.2023, «Караван» рассказывал, что подобная схема массово применяется на предприятии. В день приходит до 80 заявок на ремонт, а в ремонтной бригаде работают всего 5–7 человек. Естественно, они не справляются с таким объемом работы, но к утру автобусы по документам числятся как отремонтированные. В итоге многие водители или не выезжают на линию на неисправной технике или делают это на свой страх и риск, часто ломаясь на маршруте.
Как рассказали «Каравану» источники, знакомые с ситуацией в «Транспорте Верхневолжья», многие автобусы сломаны, хронически не хватает водителей, поэтому на линию выходит недостаточное количество машин. Перевозчик находится в кризисе уже не первый год, но никто не спешит исправлять ситуацию.
Сколько платить будете?
Правительство Тверской области в 2024 году выделит компании 4,1 млрд рублей. При этом от продажи билетов планируется получить 2,5 млрд. Убыток прогнозируется в размере 1,6 млрд.
Контрольно-счетная палата Тверской области обращает внимание на нереалистичность этих прогнозов. Больше всего средств от продажи билетов поступило в октябре 2023 года – 147,7 млн рублей. И даже если во все месяцы года удалось бы собрать такую же сумму, бюджет получил всего лишь 1,7 млрд, что значительно меньше прогнозируемых 2,5 млрд в 2024 году. Но скорее всего, в 2023-м удастся собрать намного меньше, чем 1,7 млрд. И даже если правительство поднимет стоимость проезда, больших убытков избежать не удастся. Разве что регион ужесточит борьбу с безбилетниками. По данным на конец ноября, в 2023 году оштрафовали 16 500 зайцев на общую сумму 41 млн рублей.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя очень любит хвалиться транспортной реформой, проведенной в Твери. Наверняка к февралю 2024-го, к очередному дню рождения реформы, нам всем еще раз расскажут о том, как замечательно работает «Транспорт Верхневолжья». Но жители каждый день ездят на синих автобусах, поэтому знают ситуацию, возможно, даже лучше губернатора. Пора обратить пристальное внимание на накопившиеся проблемы, чтобы транспортная реформа окончательно не зашла в тупик.
Сергей Минин
фото: Андрей Сабынин