Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург должна начать свою работу к 2026 году. Сейчас идут проектно-изыскательские работы. Изменить проект – последний шанс для тысяч жителей Калининского района сохранить свои дома и привычный уклад жизни.
Осенью 2020 года стало известно, что в «зону поражения» проектируемой железнодорожной магистрали попадают самые густонаселенные и живописные деревни и села Тверской области Савино, Чадово, Рябеево, Даниловское и др., трасса пройдет либо в непосредственной близости от домов, либо, как в случае с Даниловским, прямо по селу.
Предыстория вопроса
ВСМ Москва – Санкт-Петербург планировали построить еще 20 лет назад. В 2013 году эту идею отложили. Сначала в «РЖД» реконструировали существующие пути Октябрьской железной дороги, а потом построили для «Сапсана» выделенный путь. Сейчас самый быстрый поезд в России проезжает путь между двумя столицами в среднем за четыре часа, развивая скорость до 230 км/ч. Но теперь руководство «РЖД» хочет построить магистраль, которая позволит преодолевать путь между двумя столицами, с учетом двух остановок под Тверью и Новгородом, всего за
2 часа 10 минут. Поезд будет развивать скорость – 400–500 км/ч.
Для федеральных чиновников и богатых жителей Москвы и Санкт-Петербурга это безусловный плюс. Но несет ли новая ВСМ благо жителям Тверской области? «РЖД» сообщает, что уже начаты проектно-изыскательские работы. После них маршрут может быть изменен с учетом интересов жителей, градостроительных и экологических интересов. Руководство «РЖД» обещает организовать встречи с жителями, депутатами районов и сельских поселений и, конечно, с губернатором.
Жители деревни Даниловское просят о встрече с Игорем Руденей
В Калининском районе от строительства ВСМ пострадает почти 40 деревень Заволжского, Медновского, Никулинского и Бурашевского сельских поселений, где многие тверитяне живут в своих загородных домах.
Деревня Даниловское расположена на Старицком шоссе недалеко от Твери. Уже в середине XIX века здесь проживало более 500 человек. Сейчас в населенном пункте круглогодично живет более 1000 человек. Рядом с деревней находится братская могила и мемориал в память об уроженцах Никулинского сельского поселения, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Когда жители деревни Даниловское узнали, что через их деревню пройдет высокоскоростная магистраль, то были в шоке. Они с помощью юристов начали активную переписку с АО «Мосгипротранс». Компания осуществляет проектирование магистрали. Жители получили ответ, что ВСМ пройдет прямо посреди деревни. Смещение магистрали чуть в сторону возможно, но маловероятно.
Рядом находится военный аэродром Мигалово. Таким образом, жители деревни окажутся зажатыми между ж/д магистралью и аэродромом. К гулу самолетов добавится шум скоростных поездов. Никакие защитные экраны полностью не спасут от шума.
Но самое страшное даже не это. Жителям деревни открыто говорят, что главная цель проектировщиков – создать самый экономный вариант строительства трассы. Она должна идти по прямой. Отклонения от нее будут приводить к замедлению поезда, что невыгодно «РЖД».
Жить в Даниловском комфортно будет невозможно. И непонятно, каким образом можно будет попасть из одной части населенного пункта в другую. Люди окажутся отрезанными от магазина, медицинской помощи, клуба. В ту часть Даниловского, что за ВСМ, не смогут доехать пожарные и скорая, приезжающие из Твери.
Готов ли Игорь Руденя услышать жителей?
Важно отметить, что при разработке и утверждении генерального плана Никулинского сельского поселения сведения о размещении ВСМ-1 до местного населения не доводились, какие-либо подготовительные мероприятия с гражданами проведены не были, земельные участки под строительство не зарезервированы. Инфраструктура деревни Даниловское к строительству ВСМ не готова.
Люди спокойно покупали участки и строили дома в этом и других населенных пунктах, которые могут пострадать от строительства ВСМ. Теперь кого-то заставят продать дома по рыночной цене, а других ждет перспектива значительно потерять в качестве жизни. Опыт строительства М-11 по Тверской области показывает, что никакие экраны полностью не защищают от шума. Непонятна судьба мемориала. Скорее всего, его придется переносить.
Губернатор Игорь Руденя видит в строительстве ВСМ одни плюсы. В своих выступлениях он обещал учесть интересы жителей, которые могут пострадать от ВСМ. Жители деревень Даниловское, Опарино, Рябеево, Новое Рябеево, Калиново, Шигалово, Щербово Никулинского сельского поселения создали петицию на имя Игоря Рудени. Они очень хотят встретиться с Игорем Михайловичем, чтобы задать ему все вопросы, которые так их беспокоят.
Люди хотят, чтобы областная власть встала на защиту их прав и интересов. Ведь губернатору Новгородской области Андрею Никитину удалось добиться изменения маршрута ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Значит, и у Игоря Рудени получится. Главное, чтобы он услышал жителей своего региона и увидел, что от строительства скоростной магистрали по текущим планам есть не только плюсы, но и значительные минусы.
Андрей Сабынин
В каждом поселении, которое пострадает от строительства магистрали, есть своя инициативная группа. Участники этих групп пытаются привлечь к своей беде внимание губернатора, областной власти и общественности. Мы считаем, что добиться успеха вы сможете только в том случае, если объедините свои усилия и выступите единым фронтом. Мы готовы стать для вас информационной площадкой. Мы поможем сделать так, чтобы власть услышала вас. Это важно и для руководства области, ведь в 2021 году нас ждут выборы губернатора, депутатов Заксобрания региона и Государственной думы. Момент истины наступит в ближайшие месяцы. Если его упустить, то к 2026 году по многим населенным пунктам Калининского района полетят первые скоростные поезда.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.