15 мая 2024 года в Калязине открылось новое здание железнодорожного вокзала. Это первое здание вокзала, открывшееся в Тверской области в двадцать первом веке, а также первое здание, рассчитанное на туристов, ценящих своеобразие и скромное обаяние провинции.
17 декабря 2012 года старое деревянное здание вокзала сгорело дотла. Пожар тушили 3,5 часа, площадь возгорания составила 250 квадратных метров. Работники железной дороги смогли вовремя спасти документы и ценности. От старого здания осталось лишь отдельно стоявшее багажное отделение 1918 года постройки (возможно, если РЖД пойдет навстречу краеведам, там будет музей). Администрация Калязинского округа и общественность били в колокола несколько лет, добиваясь строительства нового вокзала.
Начало было положено в марте 2022 года. ОАО «РЖД» совместно с правительством Тверской области и администрацией Калязинского района приступили к разработке вариантов восстановления. В результате сделали дешево и сердито.
То, что кажется симпатичным деревянным зданием в стиле ретро, – это модульное быстровозводимое сооружение. В качестве основного варианта возведения выбрана концепция обустройства современного модульного пассажирского здания с использованием традиционных для Тверской области элементов деревянного зодчества, напоминающего калязинские коклюшечные кружева. Внутри помещения пассажиров встречает мозаичное панно с изображением знаменитой колокольни Никольского собора, которая возвышается над волжской водой. Оно выполнено из мраморной мозаики.
Новый вокзал в Калязине как две капли воды похож на вокзал станции Шувакиш Свердловской области, открытый два года назад к запуску ретропоезда «Уральский экспресс». Кстати, калязинский вокзал стал десятым вокзалом РЖД, возведенным по модульной технологии и изготовленным на отечественном строительно-монтажном предприятии АВС Industrial.
Маленький симпатичный вокзал включает в себя зал ожидания, кассовый зал с мультимодульными билетными кассами, туалеты с современным бесконтактным оборудованием. Пассажир может на вокзале зарядить телефон, воспользоваться бесплатным доступом к Wi-Fi, выпить воды из кулера. В туалетных комнатах автоматизированные дозаторы с мылом и санитайзером, урны. На пассажирской платформе установлены скамьи и навесы в ретростиле, вокруг клумбы с цветами и травами.
Теперь дело за малым – назначить поезда
В 1970–1980-х годах в Калязин приходило было от трех до пяти пар поездов дальнего следования каждый день. Сейчас – одна пара в неделю. Пригородных поездов приходит четыре в день (на Углич, на Сонково и два на Савелово, то есть Кимры).
По словам экспертов, просто необходим дневной поезд Москва – Углич через Калязин. Между Угличем и Москвой сейчас ходят лишь транзитные автобусы из Рыбинска и один ночной поезд в неделю.
Удалось же запустить «Ласточку» Ржев – Муравьево! Другой возможный маршрут дневного поезда через Калязин – из Москвы на Кашин и Бежецк. От Калязина до Москвы всего 180 километров, не случайно он недавно появился на схемах «продленных МЦД» от департамента транспорта Москвы. Конечно, по логике развития транспортной системы новый вокзал – это только начало. Пока, по устной информации, новый вокзал будет обслуживать и автобусы до Твери, Москвы, Сергиева Посада.
На открытие нового вокзала ожидали спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко. Однако все прошло скромнее, приехала лишь ее подруга сенатор от Тверской области Людмила Скаковская, а также Иван Колесников, заместитель генерального директора ОАО «РЖД».
Мария Орлова
фото автора