Шашечный разбор

04.06.2025, 09:57
фото: freepik.com

В конце мая Владимир Путин подписал закон о локализации такси. Теперь с 1 марта 2026 года таксопарки будут обязаны иметь автомобили, произведенные на территории России, будь то отечественные или иностранные марки.

Правительство страны сможет устанавливать минимальный порог локализации используемых автомобилей в качестве такси. Закон указывает, что в такси должны быть машины, набравшие определенное количество баллов локализации. Их начисляют, например, за то, какие детали были произведены в России, применялись ли в их производстве отечественные ресурсы и т.п. Если водители внесут свои автомобили в региональные реестры до вступления закона в силу, то к ним закон о локализации применяться не будет. Но эта мера временная: физическим лицам разрешения выдают на 5 лет, а для юрлиц и ИП – на срок от 5 лет (ст. 5 ФЗ № 580).

Чтобы понять, насколько этот законопроект повлияет на сферу тверских такси, «Караван» обратился в несколько сервисов, занимающихся перевозками пассажиров на легковых автомобилях.

Операционный директор сервиса «Ситимобил» Даниил Курашев прокомментировал ситуацию так: «Принятие нового закона о локализации легковых такси еще сильнее усугубит положение в отрасли и принесет еще большие убытки бизнесу. Конечно, эффект от принятия закона будет не моментальным, а отложенным до следующей весны. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем отток и клиентов в связи со снижением их покупательской способности, поэтому точно спрогнозировать объем дефицита пассажиров или исполнителей не представляется возможным, однако все тенденции говорят о том, что проблема будет усугубляться в обе стороны».

По мнению Даниила Курашева, снизить ущерб для такси можно, если сами автопроизводители начнут активно расширять ассортимент марок и моделей автомобилей, которые могут быть в дальнейшем допущены для работы.

«Также хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение», – считает он.

До принятия закона о локализации такси в этой сфере уже была проблема из-за требований ФЗ № 580, который приняли в сентябре 2023 года.

«Многие требования этого закона излишни и являются лишь препонами в работе. Это привело к оттоку водителей, для которых перевозка пассажиров не была основной работой», – говорит Даниил Курашев.

Специалист отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Екатерина Мамай привела данные о доле отечественного автопрома в такси: «По статистике сервиса «Максим», в Тверской области 18% от общего количества легковых автомобилей, на которых выполняются заказы на поездки, отечественные. Если говорить о России в целом, то в центральной части страны у партнеров сервиса доля отечественных автомобилей в среднем от 20 до 40%, на Урале и в Сибири – около 30%, в восточной части страны не превышает 5%».

Несмотря на большой разброс, можно заметить, что автомобили от российских автоконцернов не так уж и редки в такси.

Кроме того, в сервисе «Максим» указали на то, что расходы на ремонт, а также рост расходов и снижение доходов будут закладываться в стоимость поездки: «Локализацию будут оплачивать пассажиры. Но готовы ли они платить больше за поездку на отечественном автомобиле – это открытый вопрос».

При этом Екатерина Мамай также сообщила, что есть риски перехода таксистов в теневую часть рынка: «Основной инструмент обновления автопарка – это лизинг. Но он доступен только юридическим лицам. В регионах же 95–100% заказов на поездки выполняют физические лица (самозанятые), это самая массовая категория перевозчиков на периферии, и они получили еще одно невыполнимое требование. Водителей такая перспектива беспокоит. Они готовы работать легально, платить налоги, но требования отраслевого законодательства становятся серьезным барьером».

Как можно заметить, сервисы такси относятся к законопроекту с опаской, поскольку часть водителей может уйти с работы, а рост цен на перевозки понизит потребительский спрос. Стоит ли говорить, что сами таксисты в социальных сетях выразили свою обеспокоенность, ведь далеко не у каждого из них есть автомобиль, соответствующий критериям принятого закона.

Как итог за дополнительное развитие отрасли машиностроения будут платить сервисы такси и таксисты, вынужденные закупать конкретные автомобили и ездить на них, а также сами пассажиры, которые в результате оплатят закон о локализации. Остается лишь надеяться, что государство поддержит добросовестных таксистов, а автоконцерны предоставят линейку машин с оптимальной ценой и качеством, чтобы рынок не уходил в минус и не заламывал цены на свои услуги.

Никита Романов

129 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх