Сотовые в школе: запретить нельзя разрешить

13.12.2023, 10:11
фото: freepik.com

6 декабря Госдума одобрила поправки в закон «Об образовании». Теперь школьникам нельзя пользоваться гаджетами на уроках. А 7 декабря в гимназии № 5 Брянска одна из учениц 8-го класса из огнестрельного оружия произвела несколько выстрелов. Погибли двое, в том числе устроившая стрельбу гимназистка. Пятеро ранены, они в больнице.

Все время стрельбы в школе дети вели трансляцию происходящего со своих сотовых телефонов, рискуя жизнью.

Так что делать с сотовыми телефонами в образовательных учреждениях? Чего от них больше – пользы или вреда?

В статье 41 «Обязанности и ответственность обучающихся» в разделе «Обучающиеся обязаны» появилась такая формулировка: «…не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников и иных экстренных случаев».

Широкая взрослая общественность считает, что запрет оправдан и что ввести его необходимо было давно. Например, сервис SuperJob уже провел опрос среди 1,6 тысячи родителей школьников и 500 педагогов из всех регионов России. Более 80% родителей и 87% педагогов поддерживают запрет на использование телефонов во время уроков.

«Наконец-то это произошло, – сказала Ольга Викторовна Соболева, учительница русского языка и литературы в тверской школе №29. – Если бы была такая возможность, я запретила бы ученикам в принципе пользоваться интернетом как в школе, так и за ее пределами при выполнении домашнего задания. Потому что, когда дети списывают все что можно и что нельзя, смысл учебного процесса теряется. Из-за постоянного использования смартфонов когнитивные способности детей резко снижаются. Зачем школьнику, к примеру, учить что-то, если в любой момент можно посмотреть в телефон и все узнать? Ну и тут же забыть, разумеется».

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова пояснила несколько моментов законопроекта. Выражение «средства связи» в законе заменили «средствами радиотелефонной связи». Это означает, что ученикам нельзя пользоваться не только смартфонами, но еще и умными часами с сим-картой. Она также отметила, что «реализацию законопроекта в каждой школе будут контролировать самостоятельно». Предполагается, что ученики будут оставлять гаджеты в личных шкафчиках или на персональных полках. Также учитель вправе потребовать, чтобы школьники в течение урока хранили смартфоны и умные часы в рюкзаках. При этом на переменах пользоваться телефонами не запретили.

Коллаж: Кирилл Салимов и Людмила Дворцова

Если учителя будут просто просить учеников положить гаджеты в рюкзаки, то это, скорее всего, ни к чему не приведет. Людям «экранного поколения» тяжело избавиться от соблазна поглазеть в смартфон, пока учитель монотонно рассказывает о размножении инфузорий. В этом их трудно винить. Поэтому использование шкафчиков и полок для смартфонов кажется оптимальным вариантом, хотя и большинство школьников с ним так просто смириться не сможет.

Получается, что теперь рядовой учебный день школьника будет выстроен по следующему алгоритму: пришел на урок, положил телефон, дождался звонка, взял телефон – и так по кругу до конца последнего урока. Возникает вопрос, кто будет следить за сохранностью техники, и все ли школы смогут позволить себе отдельные шкафчики для смартфонов, в которых техника будет в безопасности.

«Если у ребенка пропадет телефон, после того как он сдал его в коробку перед началом урока, – ну и хорошо. Хоть до ближайшего дня рождения без него походит, отдохнет», – иронично отмечает первый зампред комиссии по демографии Павел Пожигайло.

Оно, конечно, смешно, однако шутки уйдут в сторону, когда родители, потратившие десятки тысяч рублей на гаджет для своего ребенка, подадут в суд на учителя, который собрал с учеников смартфоны, а в итоге оказалось, что какие-то из них после этого перестали включаться. Или что чей-то смартфон под шумок взял другой ученик и вынес за пределы школы. К сожалению, техника до сих пор не позволяет в полной мере отслеживать местоположение смартфона: достаточно вытащить сим-карту и отнести его специалисту, который перепрошьет гаджет, и ни один полицейский его не найдет.

В общем, учителям не позавидуешь. С одной стороны, на них будет давить ответственность за гаджеты учеников, с другой – различные проверяющие инстанции, например отделы образования, которые наверняка будут проверять исполнение нового закона и наказывать учителей за то, что те не отнимают у учеников смартфоны от греха подальше.

Здесь выход только один: жесткая дисциплина. В школе должен вестись учет каждого смартфона, прикрепленного за каждым отдельно взятым учеником. В каждом учебном кабинете должны быть шкафчики с номерными ключами, как в супермаркетах. Можно такие шкафчики и перед входом в школу поставить, чтобы ученики складывали гаджеты перед началом занятий, проходили через металлодетектор и отправлялись на урок, а на переменах устраивали массовые побоища в очереди у шкафчиков. Еще интереснее выглядит вариант со специальными помещениями «для сидения в смартфонах», где ученики могли бы насладиться своими радиотелефонными средствами связи во время перемены, но есть опасения, что во многих переполненных учениками школах России для таких помещений не хватит квадратных метров.

Но в любом случае пытливые детские умы быстро отыщут лазейку даже в самой строгой системе. К тому же поддержание норм этой системы отнюдь не легкая задача, для решения которой впору будет ввести в школах обязательную должность надзирателя.

К тому же проблема смартфонов у учеников на уроках – это проблема не учеников, а, скорее, учителей, которые не могут заинтересовать ребенка своим предметом, и в итоге ученик попросту развлекает себя сам. В чем он не прав? На интересных уроках, с интересной подачей материала, с интересным учителем ни один ученик даже не посмотрит в сторону телефона, потому что ребенок будет поглощен учебным процессом.

 

Кирилл Салимов

99 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх